№2(18)
Февраль 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ФРОДО И АРАГОРН, КАК «ПРАВЕДНЫЕ ЯЗЫЧНИКИ», ИЛИ СТАЛ БЫ ГЭНДАЛЬФ КАТОЛИКОМ?


Павел Парфентьев. Эхо благой вести: христианские мотивы в творчестве Дж.Р.Р. Толкина. — М.: ТolkienTextsTranslation; Толкиновское общество Санкт-Петербурга, 2004. — 322 с. — (серия «Tolkienistica Rossica Magna»).

Есть истины настолько очевидные, что лишний раз говорить о них как бы не принято. «Ну-у, все ведь знают, что Толкин писал «Властелина колец», основываясь на «Старшей Эдде» и кельтской мифологии! А еще он был католиком, и поэтому мораль, этика, философия там христианские...»

Утверждения, вроде бы, верные, но... Но если копнуть глубже, дальше общих мест вряд ли кто-нибудь продвинется. В лучшем случае проведут параллели между Голгофой и Ородруином. Собственно, не будем себя обманывать: большинству читателей довольно и этого.

Ну а остальным, тем, кто как раз любит копать поглубже, книга Павла Парфентьева «Эхо благой вести: христианские мотивы в творчестве Дж.Р.Р. Толкина» покажется небезынтересной. Круг ее читателей состоит из нескольких, отчасти пересекающихся аудиторий. Разумеется, к ним относятся любители Толкина, от фанатов до тех, кто произносит его имя без благоговейного трепета. Также — те, кто всерьез интересуется вопросами веры и проблемами органичного соединения религиозных воззрений в фантастике. Наконец, книга будет интересна литературоведам самых разных мастей и примкнувшим к ним «любопытствующим».

П. Парфентьев знает, о чем пишет: сам он — российский католик, историк Церкви, в сфере его научных интересов — история российских католиков византийского обряда и советских преследований Католической Церкви. Вместе с тем — Парфентьев один из основателей Толкиновского общества Санкт-Петербурга. Такое уникальное сочетание интересов позволило автору «Эха...» использовать в работе, с одной стороны, много богословских источников, с другой же — не только тексты «Властелина колец», «Сильмариллиона» и «Хоббита», но и практически недоступные отечественному читателю «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», двенадцать томов «Истории Средиземья», множество англоязычных монографий, посвященных Толкину, научные статьи и проч.

В то же время, работая над первой частью монографии, Парфентьев оказался в парадоксальной ситуации. Рассказывая о жизни Толкина, его взглядах на веру, религию, Церковь, автор волей-неволей вынужден был обращаться к двум книгам, которые изданы на русском и почти наверняка прочитаны целевой аудиторией его монографии. Это — книга Х. Карпентера «Джон Р.Р. Толкин. Биография» (вышла в «ЭКСМО» в 2002 г.) и издание писем Толкина (издано «ЭКСМО» в 2004 г.; см. рецензию в «РФ», №5 (9) за 2004 г.). В первой части монографии Парфентьев цитирует обе эти книги буквально страницами. Там же он подробно разбирает знаменитое эссе Толкина «О волшебных историях». Пожалуй, обильное цитирование в данном случае не пошло на пользу: многое из того же Карпентера вполне можно было пересказать своими словами без ущерба для монографии.

Далее Парфентьев приступает к детальному анализу и сопоставлению корпуса текстов Толкина, посвященных Арде, и католического мировоззрения. Эта часть книги значительно интересней, многие параллели заставляют по-новому взглянуть на мир, придуманный Толкином. Возможно, не со всеми выводами Парфентьева читатель согласится, но «Эхо...» — тот редкий случай, когда утверждения исследователя не высказываются с апломбом и интонацией «единственно правильной позиции». Вместе с тем, перед нами книга отнюдь не для легкого чтения, «наскоком» ее не осилить.

И вот еще о чем хотелось бы сказать напоследок. Книги, подобные монографиям Парфентьева и Зеркалова (см. рецензию М. Назаренко в этом же номере «РФ»), хотелось бы порекомендовать нашим фантастам. Не секрет, что многие современные авторы в попытке придать тексту глубину и многозначительность, обращаются к «третье-» или «десятиисточникам»: к месту и не к месту цитируют мэтров жанра, популярные кино- и мультфильмы, вставляют шутки, понятные лишь фэндому. В больших дозах всё это напоминает типичный студентский «капустник» или литературный клон «Аншлага». А насколько (и чем) отличаются современные новоделы от таких действительно глубоких книг, как «Мастер и Маргарита» или «Властелин колец», можно понять, прочитав работы Зеркалова, Парфентьева и других авторов (которых, увы, намного меньше, чем хотелось бы).



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003