ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ
Мария Галина
Громов Д. Е. Путь проклятых. Избранные произведения. М.: ЭКСО, 2005. 480 с. (Триумвират).
13 ноября 1990 года произошло знаменательное событие: родился писатель Генри Лайон Олди. То есть, именно в этот день был написан первый совместный рассказ Дмитрия Громова и Олега Ладыженского «Кино до гроба и…».
В результате писателя Генри Лайона Олди мы знаем гораздо лучше, чем писателя Дмитрия Громова. У Генри Лайона Олди на счету полным-полно книг. У Дмитрия Громова книг вообще не выходило. Теперь ситуация изменилась, в серии «Триумвират» под той же фирменной обложкой, с тем же фирменным псевдонимом появилась книжка Дмитрия Громова. Сборник, в который вошли повесть и несколько рассказов, задуманные (и частью написанные), когда писателя Генри Лайона Олди еще не существовало. Тексты датированы видно, что автор не раз возвращался к ним, доделывал, уточнял…
Открывающая сборник повесть «Путь проклятых» посвящена… вампирам! Не торопитесь упрекать Громова в уступкам конъюнктуре повесть задумана давно, в 1991 году, а последняя точка проставлена в 1999. Просто в наше время вампиры, что называется, носятся в воздухе.
Равно как и идея об амбивалентности добра и зла, которую, каждый по своему, доносят до читателя авторы «некроромантических» (удачный термин, кажется, изобретенный самим Дмитрием Громовым) текстов. Жизнь вампиров темна и уныла, их мучает вечный голод, они рабы своего желудка, вечно жаждущего кровушки. Но, обладая неуязвимостью, быстродействием и неким особым шиком, вампир то и дело норовит спасти от насильников девушку чтобы потом сделать ее вампиром! (у Дивова в «Ночном смотрящем» тоже есть такой эпизод). Герой «Пути проклятых» вампир Влад в общем-то приличный человек, то есть, прошу прощения, бывший человек, охотится в основном на городских подонков и рэкетиров. То есть, превращается в этакого санитара города, не столько волка, сколько тигра (тиграм Громов вообще симпатизирует). И, в конце концов, продвигается на иной, более высокий уровень, становится и вовсе бессмертной и неуязвимой сущностью, возможно, как с горькой иронией намекает Громов, ангелом. Потому что ангелами становятся по-разному…
Возможно, именно из-за нынешней моды на вампиров и, соответственно, чрезмерно широкого тиражирования этой темы, Громов не стал расширять повесть, оставив некоторые сюжетные линии лишь намеченными такие, как линию «Отца» Влада, или линию Безумного Монаха бессмертного истребителя вампиров.
Рассказы сборника, написанные, повторюсь, еще в 80-х, сейчас смотрятся несколько старомодно. Здесь и неприятие «мещанского рая», и «отказ от расчисленного благополучия», и внутренняя борьба под девизом «убей в себе монстра», и модная в те времена «экологическая тема», и весьма условный «западный», или не менее условный «наш» антураж.
Но их уже подробно проанализировал Андрей Шмалько в своем обстоятельном послесловии. Мне остается лишь процитировать некоторые его положения:
«Громов-соавтор, Громов-Олди сделал следующий шаг: от Притчи к Мифу. Место «пунктира» и маски заняли тщательно проработанные реалии, «миры» начали одеваться плотью. Но Громов-автор не спешил, его вполне устраивали привычные и традиционные Пространство, Время и Люди фантастики.
Итак, фантаст Дмитрий Громов в полной мере может считаться фантастом «старой» школы, той последней ее волны, которая вынесла на поверхность Бориса Штерна и Успенского»…
С последним, впрочем, я могу поспорить Штерн и Успенский писатели, в чьем творчестве достаточно силен элемент сюра, абсурда. Писатель Громов более пафосен, но и более лиричен. Более предсказуем, но более динамичен. Менее циничен но и менее терпим. Иными словами, писатель Громов по сравнению со Штерном и Успенским еще очень
молод
. И в прямом, и в переносном смысле.
Лично я могу только гадать, какие книги писал бы сейчас Дмитрий Громов, пройди он этот путь проклятых в одиночку.
Скорее всего, у нас бы появился мастер городской сказки, притчи, лиричный и слегка сентиментальный, с выраженным «музыкальным уклоном», на манер Юлия Буркина. Возможно, именно это, в конце концов, и произойдет. Просто писатель Олди уже прошел этот путь. А писатель Громов еще нет. Ведь, несмотря на то, что тексты дорабатывались, когда тандем уже работал в полную силу, это именно те вещи, которые обычно пишутся в
начале пути.
С уверенностью можно сказать только одно, перед нами
уже
не часть Олди, а совершенно самостоятельный автор.
|