ФАНТАСТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: О ШУТАХ, ДУРАКАХ И ВЕДЬМАХ (ВЫПУСК 2)
Парламент дураков. СПб.: Азбука-классика, 2005. 240 с. Тираж 7 000 экз. (серия «Азбука средневековья»). Колдовство в Средние века. СПб.: Азбука-классика, 2005. 432 с. Тираж 4 000 экз.
Законом допускается, что составители альманахов могут больше уделять внимания разным басням и выдумкам, нежели правдивым историям.
Парламент, протертый до дыр, или Поэты без гроша: сплошное веселье, острословие и довольство жизнью
Сим дозволением, данным Парламентом, протертым до дыр, «Реальность фантастики» пользуется сполна. Однако же порой неплохо бы посвятить несколько страниц и «правдивым историям». В февральском номере «РФ»-ки мы начали знакомить наших читателей не только с книгами фантастики, но и с «околофантастической литературой»: первоисточниками, работами, посвященными осмыслению мифологических пластов, на которых во многом и базируется фантастика, и т.д. Сегодняшний обзор о сборниках на две очень популярные темы: шутовство/дурачество и колдовство.
Первый из них вышел все в той же серии «Азбука средневековья» и называется «Парламент дураков». Собственно, здесь собраны тексты двух смежных тематик.
Народная смеховая культура одна из важнейших составляющих средневекового imago mundi, о ее роли, происхождении, формах проявления написан не один научный труд. Ей же посвящены многие романы фэнтези, в которых шуты и дурни играют не менее значительную роль, чем короли и военачальники.
О шутах, которые оказываются мудрее сильных мира сего, и повествуют тексты из первой половины «Парламента дураков». Уродливый и обладающий простоватой крестьянской смекалкой Маркольф всякий раз берет верх над мудрым Соломоном в «Соломоне и Маркольфе», «Маркольфе и царице Эфиопской». Шут, переживший нескольких английских монархов, Уилл Соммерс, помогает земляку, развлекает венценосца, издевается над кардиналом и выживает из дворца коллегу-конкурента во фрагменте «Дурака на дураке» Р.Армина (Лондон, 1600 г.). Проявляют чудеса находчивости и блистают остроумием другие шуты из собраний «Шутки Джека Скоггина» и «Джек из Дувра, его любознательные поиски, или Частный розыск глупейшего из всех английских глупцов». А вот в «Парламенте, протертом до дыр, или Поэты без гроша: сплошное веселье, острословие и довольство жизнью» поэты иронизируют не только над другими, но и над самим собой.
Другой корпус текстов, вошедших в данный сборник, посвящен одурачиванию, иначе говоря тем людям, которые рискуют
оказаться в дураках. Любопытный свод шулерских обычаев приведен в «Показательном разоблачении самых отвратительных обманов и шулерства при игре в кости...» А вот «Человек с Луны и его необычные предсказания, или Английский прорицатель», на мой вкус, грешит излишней дидактичностью. «Прорицатель» посвящен предостережениям разного рода грешникам: что ожидает их, если и дальше станут вести себя подобным образом.
В целом же «Парламент дураков» весьма занимательное чтение, позволяющее не только проследить некоторые темы и мотивы, позже «всплывшие» в фэнтези, но и узнать кое-что о быте, сознании и чувстве юмора средневекового человека. Кстати, следует заметить, что почти все вошедшие в сборник тексты написаны или изданы в 15-17 веках, поэтому захватывают не только период средневековья. «Парламент дураков снабжен предисловием автора проекта, Н. Горелова, достаточно интересным, хотя местами сбивчивым: кажется, это механическое соединение нескольких предисловий, каждое из которых должно было предварять соответствующие тексты сборника. Также в книге приведен список шутов и карликов, развлекавших английских королей с 11 по 17 столетие.
Тот же Николай Горелов подготовил к выходу книгу «Колдовство в средние века». Основу ее составил труд гарвардского ученого, одного из ведущих специалистов по истории ведовства и колдовства, Дж.Л. Киттреджа. Вдумчиво и кропотливо Киттредж перечисляет все зафиксированные проявления колдовства, начиная от средневековья и, порою, заканчивая концом 19 началом 20 ст. Сперва автор дает общую картину того, каким представлялось колдовство в древности, затем переходит к конкретным его разделам: магии символической, анималистической, любовной, парализующей, пишет об управлении погодой и ветрами, гадании по Библии и ключу, по ножницам и ситу, по зеркалам, некромантии, отравах и ядах, профанации (использовании в колдовстве церковной утвари, молитв, святой воды и т.п.), поиске кладов, о потусторонних существах: покойниках, духах, домовых, эльфах... В последнюю очередь эту книгу можно назвать практическим пособием по колдовству, скорее точным, порою ироничным описанием проявлений этого феномена. Документально зафиксированные факты перемежаются в тексте любопытными историями, этакими мини-рассказами. Часто автор цитирует древние трактаты, в т.ч. до сих пор полностью на русский язык не переведенные.
Помимо собственно работы Киттреджа в книгу вошли предисловие и послесловие Н. Горелова. Первое посвящено самому Киттреджу и его коллегам, исследовавшими историю колдовства; второе рассказывает о том, кто и как именно судил ведьм. Наконец, в книге помещена уникальная хронологическая таблица (в 60-т страниц!), перечисляющая все данные о процессах и следственных эпизодах по колдовству (период с 1300 по 1540 гг.), которые на сегодняшний день могут считаться достоверными и находят прямое подтверждение в источниках. Плюс перечень разновидностей предсказаний: как каждое из них называется. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, в основном гравюр из древних книг.
При этом «Колдовство в средние века» разрушает многие ошибочные представления о ведьмах. Например, оказывается, «в процессуальном отношении инквизиция не должна была заниматься делами, связанными с колдовством и ведьмовством» «только в тех случаях, когда они представляют собой проявления ереси». И лишь в 1320-м году привлечение колдунов к инквизиционному суду получило официальное дозволение (после соответствующей буллы Папы Иоанна XXII).
Или вот часто встречающийся в исторических и фэнтезийных книгах эпизод с испытанием водой. Оказывается, не всегда его дозволялось проводить, в некоторых случаях за «несанкционированный» «следственный эксперимент» могли даже наложить штраф. Да и само испытание проводилось с целым рядом обязательных условий, скажем, подозреваемого особым образом связывали...
Одним словом, «Колдовство в средние века» книга интересная, в своем роде уникальная. Насколько мы знаем, в ближайшее время в подобном оформлении выйдет еще один сборник, «Ведовство, которого не было» Р.Х. Робинса о феномене т.н. «охоты на ведьм».
* * *
А мы в следующем выпуске «Фантастики средневековья» поговорим о книгах совершенно другого порядка: о трудах, в которых авторы делают попытку проанализировать некоторые «вечные мифы».
|