БОНДАРЬ
Игорь Карев , Владлен Подымов
Меня зовут Лед, и я бондарь. Мое ремесло изготовление бочек. От больших, для вина, вмещающих сотни кварт виноградного сока, до маленьких, в которых люди берут в дорогу запас пива. Разные бочки делаю, но всегда хорошие. Никто еще не жаловался на мою работу, обычно ломается дерево, не выдерживая времени, но ведь деревья выращивает природа-Леда.
Я всегда исправлял ошибки своей тезки: бесплатно менял не выдержавшие падения стяжки, вставлял выбитые захмелевшими молодцами донца, чинил небрежно отброшенные в сторону во время пиршеств крышки. И никогда не кивал на Леду, потому что не дело винить бессловесных.
…Я был хорошим мастером, наверное, лучшим в городе. И поэтому не особенно удивился, когда в мастерскую зашел магицианин и обратился ко мне:
Стражники у южных ворот посоветовали зайти к вам. Они утверждают, что вы лучший мастер по эту сторону Длинных Холмов.
Лучший, не лучший не мне судить, поправил я гостя. Хороший да, что есть, то есть. С чем пожаловал?
Мне рекомендовали вас как лучшего, спокойно ответил магицианин, снимая шляпу. У меня для вас заказ.
Я пригласил его в закуток, где обычно принимал клиентов. Магицианин удобно расположился в кресле, небрежно откинув в сторону полу фиолетового плаща. Шляпу снял и положил на колени.
Я оглядел гостя. Магицианин оказался темен лицом и молод. Но арапасков мы повидали, они во множестве приходили на посадский рынок из заозерных степей. А вот молодой магицианин это удивительно. Я не помнил молодых магициан, только глубоких стариков и безобразных старух, еле передвигающих ноги. Одна из них как-то закончила свой жизненный путь прямо напротив моих дверей.
А этот был молод. Я прямо так и сказал ему:
Ты слишком юн для магицианина. Чем можешь доказать, что ты тот, за кого себя выдаешь?
Он выдержал изучающий взгляд и не обиделся на недоверие, видимо, часто люди подвергали сомнению его право носить фиолетовый плащ. Не стал ничего отвечать, молча протянул через стол левую руку, неуловимым движением сжал и разжал пальцы. На протянутой ко мне ладони заплясал, подчиняясь ритму безумного барабана, высокий язычок красновато-синего пламени.
Магицианский огонь...
Верю, кивнул я, и он убрал руку, потушив огонь. Так что тебя привело сюда, молодой магицианин?
Имени гостя я не стал спрашивать. Имя вещь тонкая, захочет назвать назовет, не захочет соврет и глазом не моргнет. Буду звать магицианином, а там видно будет.
Мне нужна бочка, мастер Лед.
Если бы тебе было нужно что-то другое, ты пришел бы не ко мне, проворчал я. А раз ко мне, значит, нужна именно бочка. Но я беру дорого. Может, стоит поискать другого мастера? Я подскажу, к кому обратиться.
Цена не имеет значения. Мне нужен лучший мастер, он выделил слово «лучший», Потому что мне нужна не обычная бочка.
Что ж, я делал разные. Расскажи, что ты хочешь, а я посмотрю, что можно сделать.
Он помолчал.
Мне нужна бочка, но без боковых стенок...
Стяжек, поправил я.
Он запнулся и подтвердил:
Да, и без стяжек. А также без крышки и дна. Вы можете сделать такое, мастер Лед?
Что? Нечто, где не требуется дерево и не нужна моя работа? удивился я.
Нет, вы не поняли. Мне как раз нужна только ваша работа. Чистая работа, не отягощенная материалом.
Да нет, магицианин, спокойно ответил я, Это ты не понял. Может, магициане и имеют дело с чистой работой, а мы, ремесленники, должны иметь дело с вещами. Кузнец с металлом, а я с деревом. Иначе грош нам цена в базарный день.
Значит, и вы не возьметесь за эту работу? разочарованно протянул он.
За что, магицианин? За что я должен взяться? Да и для чего может потребоваться бочка без стяжек, дна и крышки?
Он молча посмотрел на меня, отвел глаза и пробормотал:
Для силы. Я знаю, где можно хранить магицианскую силу. Но для этого мне нужна бочка, состоящая из чистой работы.
Ты знаешь... Если бы ты еще узнал, как ее можно сделать! Хотя постой! он насторожился. Я огляделся по сторонам, будто что-то ища, заглянул туда, сюда и, наконец, сказал:
У меня же есть то, что ты ищешь! он оживился. Да, действительно есть. Завалялось тут.
Я не поленился, сходил в дальний угол мастерской, сжал руками воздух так, как будто взял небольшую пивную бочку, и тяжело, стараясь сохранять на лице серьезное выражение, вернулся к столу. Придерживая свою ношу одной рукой, другой сдвинул в сторону бумаги, потом поднатужился и водрузил воображаемую бочку на освобожденное место.
Вот, забирай, сказал я магицианину. Это бесплатно, осталось от одного клиента. Давно лежит, все не знаю, куда пристроить. А тебе вот сгодилось. Ну что это то, что тебе нужно?
Его лицо вдруг закаменело, он махнул шляпой по призрачной бочке, едва не задев мой нос, поднялся и жестко сказал:
Вы смеетесь надо мной, мастер Лед!
Да, смеюсь! спокойно ответил я, не вставая. Но я не знаю, что такое чистая работа и как можно сделать бочку без дерева. А ты, похоже, не можешь мне этого объяснить. Поэтому и не смогу выполнить твой заказ. Извини, магицианин.
Он сел, вернул шляпу на колени и низко наклонил голову.
Ты не веришь, что это возможно, донесся до меня глухой голос магицианина. Ты тоже не веришь. Я обошел десять городов и везде обращался к лучшим мастерам. И все они высмеивали меня. Издевались надо мной, как могли. В одном городе мне пришлось просидеть пять недель, пока я не узнал, что бондарь получает проценты с трактирщика, у которого я жил. В другом... Эх, да что там! воскликнул он. Если мне не могут помочь лучшие мастера, то нужно обращаться к худшим. Может именно они смогут поверить в возможность невозможного?
Поверят, подтвердил я и повторил еще раз, отвечая на немой вопрос магицианинских глаз. Поверят. Но так, как ты хочешь, не сделают. В силу скудости ума и природной лености к учению. И ты просидишь несколько лет, пока не поймешь, что с тебя опять просто стригут деньги. Так ты говоришь, что я должен поверить в реальность бочки без стенок, чистой работы без материала?
Он кивнул:
Да. Именно поверить! Если мастер во что-то верит, он обязательно это сделает.
…Почему я согласился попробовать? Не знаю. Наверное, потому, что магицианин предложил мне сделать то, чего еще никто не делал. Тяга к новому живет в крови у любого мастера, а я мастер.
И желал нового.
Так я и сказал своему гостю теперь заказчику. Он улыбнулся:
Я понял, что вы согласитесь, как только увидел вас. Меня зовут Крори адАльберти.
Крори поселился у меня: я отвел ему комнату в своем доме. Он не хотел сидеть без дела и понемногу учился моему ремеслу.
Моя жизнь изменилась. Днем все было по-прежнему, а поздним вечером, когда утихал городской шум и магицианин уходил спать, я оставался в мастерской и допоздна пытался представить, как можно сделать бочку без материала.
Поначалу в голову ничего не приходило. Я не мог понять, с чего начинать, и просто сидел несколько часов, а затем шел в спальню, чувствуя странную пустоту в душе. И каждый раз, когда приходила эта пустота, вместе с ней приходила маленькая черненькая мысль: «Я никогда этого не сделаю».
И я не делал.
Магицианин терпеливо ждал. Он не спрашивал ни о чем, и я был благодарен за это. Сам же Крори уже выполнял несложные заказы в моей мастерской. Из него получался неплохой бондарь.
Полгода ушло только на то, чтобы смириться с возможностью существования заказанной магицианином бочки. А когда я смирился и поверил, то понял, что пустоты больше нет.
На исходе года, когда пропели первые птицы и земля начала понемногу оживать, я понял, что у меня получилось. Не совсем то, что ждал и не совсем то, что хотел. Но получилось. Я долго разглядывал свою работу и пытался понять, что чувствую. Особой радости не было, но по дороге в спальню я подпрыгнул, как в далеком детстве, и достал рукой высокий потолок.
На следующий вечер я попросил Крори пойти вместе со мной в мастерскую. И там снова, как когда-то, взял воздух, как берут небольшой бочонок, и, сдвинув бумаги, поставил его на стол. Но теперь мы видели не воздух, а чистую работу. Глаза Крори сияли. Он искренне восхищался моим нескладным изделием. Я же был доволен произведенным эффектом.
Так здорово! воскликнул Крори. У вас получилось! Я могу забрать ее?
Нет! Мне нужно еще поработать, отрезал я и одним ударом разрушил свою работу. Она пока слишком несовершенна. Никогда бы не подумал, что моя работа выглядит так уродливо. Когда я использую дерево, получается красиво. Ты пришел сюда за лучшей работой и ты получишь ее! Наберись терпения, магицианин, ведь ты ждал столько времени.
Зачем вы разбили ее? Ведь она была прекрасна!
Нет! повторил я. Я мастер и сам буду решать, что прекрасно, а что нет. Наберись терпения!
Он смирился.
Я продолжал трудиться вечерами. Моей работе не хватало гармоничности и завершенности. Мне всегда казалось, что она недоделана, что ей чего-то не хватает. Крори не понимал, а я не мог объяснить.
Лишь тогда я остановился, когда почувствовал, как внутри меня лопнула невидимая туго натянутая струнка. Так бывает и ты точно знаешь, что сделать работу лучше не получится.
Я позвал Крори и показал созданный шедевр. Он смотрел во все глаза, и его взгляд был исполнен счастья обычного человеческого счастья. Был счастлив и я: кто не любит, когда его работа приносит другим радость?
Вот, магицианин, медленно произнес я, Наконец ты получил то, что хотел, а я... Если честно, не могу поверить, что это совершенство дело моих рук.
Ты уже говорил, что не можешь поверить, улыбнулся Крори. И это было не так уж и давно. Знаете, почему я так молод? Мне не позволили завершить обучение. Магицианская сила во мне слишком велика и, обученный полностью, я был бы способен на страшные вещи. Но учитель подсказал выход. В старинных легендах говорилось о нематериальных хранилищах силы, и он посоветовал найти того, кто сделает емкость, состоящую из одной работы. Тогда я избавлюсь от избыточной силы, останусь с обычным уровнем и смогу завершить обучение. А моей силой, помещенной в вашу работу, может воспользоваться кто угодно. Но я прослежу, чтобы ею воспользовались только для добрых целей. Спасибо вам, мастер!
Он помолчал и добавил:
Во сколько вы оцениваете свою работу?
Я не возьму денег, магицианин. Такую работу сложно измерить деньгами. Но есть у меня просьба…
Да, мастер Лед?
Отведи меня к твоему учителю.
Он удивленно поднял брови.
Зачем вам это?
Я хочу знать, как стать магицианином, твердо произнес я.
…Мудрецы говорят, что человеку не дано превзойти свою природу.
Но я мастер, а все мастера жаждут нового!
|