ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ
Киз Г. Терновый король: Роман М.: Эксмо, СПб: Домино, 2005. 816 с.
Американскому писателю-фантасту Грегори Кизу все наперебой пророчат успех и признание. Киз уже сейчас возглавляет многие рейтинги популярности современной фэнтези, номинируется на достаточно престижные премии. И очень часто звучит мысль, что Грегори Киз имеет все шансы «потеснить на троне короля фэнтези Джорджа Мартина». Подобные надежды во многом связаны с новым циклом Киза (предположительно пятитомник) «Королевство костей и терний», который открывается книгой «Терновый король».
В прологе мы читаем историю о том, что в далекие времена в мире, описываемом Кизом, правили жестокие скаслои они знали многие тайны и заклинания и умели пользоваться магией. Люди же были у них в рабстве. Но однажды появилась королева Виргения Отважная, которая помогла угнетенным сбросить с себя господство скаслоев и создать государство людей для людей. Но не все так просто иначе не было бы книги: для победы людям пришлось воспользоваться древней магией, которая, как они позже узнали, становится для победителей страшным проклятием. События самого романа рассказывают о том же мире две тысячи лет спустя, когда проклятие начинает сбываться.
Мы воспринимаем эту историю глазами разных людей: юной принцессы, придворного рыцаря-телохранителя, королевского лесничего и готовящегося в монахи юноши. Вместе с ними мы проникаемся предчувствием надвигающейся беды в государстве начинают происходить странные вещи, слишком много зловещих совпадений, слишком много страха. А в лесах просыпается терновый король, во всяком случае, именно с его пробуждением связана основная часть проклятия. К сожалению, проникнуться ощущением нарастающей смутной угрозы (как это задумано автором) читателю не удастся. Персонажи книги все время сомневаются, а не кажется ли им, действительно ли происходит нечто зловещее или это только игры воображения, существуют ли на самом деле это проклятие и терновый король. Но заботливые издатели не захотели оставлять читателя в неведении и в аннотации сразу сообщили, что да, терновый король существует, проснется он обязательно и будет сражаться с такими-то героями. В результате нас, читателей, не гложут сомнения и мы всю первую половину книги ждем, когда же этот король, наконец, проснется и проклятие начнет сбываться.
Вторая половина романа собственно борьба с проклятием и совершенно естественный для первой книги эпопеи открытый финал. Череда проклятий и предсказаний продолжится, новые поколения героев будут еще пару тысяч страниц «отвечать за деяния своих отцов».
От книги в целом и от каждой главы в частности остается впечатление исключительной чистоты жанры. Если «Пушка Ньютона» был романом во многом новаторским и необычным для самого Киза, то «Терновый король» вполне традиционен. Сам сюжет достаточно распространен в фэнтези и обыгран уже многократно, да и большинство героев Киза сшиты по классическим фэнтезийным выкройкам. Юноша, который и не мечтал стать рыцарем, но за боевые заслуги удостоен этого звания и попадает во дворец этакий честный вояка среди лицемеров и трусов. Мальчик, почти ребенок, легкомысленный и увлекающийся, открывает в себе неожиданное предназначение. Грубый мужлан, который возрождается к жизни под влиянием молодой, прекрасной, но невероятно своенравной и острой на язык дочери трактирщика вариация на тему «Укрощения строптивой».
Тем не менее, наблюдать за развитием событий глазами столь разных людей все-таки довольно интересно. В первую очередь из-за того, что эти персонажи не самые главные. Ярко выраженного «главного героя» в романе нет, так что кто погибнет, а кто выживет после всех перипетий, можно только догадываться.
Ну и что касается стиля автора и его манеры изложения, то и здесь на каждом шагу встречаются многочисленные литературные штампы. Ну, к примеру, после описания первого поцелуя молодой девушки следует фраза «Все существо ее трепетало». Да простят меня почитатели Киза, но на пространстве 800-страничной книги не нашлось, по-моему, ни одного небанального эпитета, ни одной непредсказуемой эмоции. Все идет в соответствии с изначально намеченным планом. Рыцари помешаны на своем кодексе чести и ничего, кроме верности долгу, не знают. Королевские дочки дружно влюбляются в безродных юношей и приносят личное счастье в жертву своему благородному происхождению. Старцы увещевают молодежь, та, в свою очередь, не слушается и совершает роковые ошибки. Эта поголовная архитипичность и чистота (чтобы не сказать стерильность) жанра палка о двух концах. Многим любителям фэнтези это-то как раз и нравится приятно играть по заранее известным правилам, встречаться со знакомыми персонажами (пусть в других книгах их звали иначе), проходить по уже знакомым тропинкам сюжета. Других читателей это утомляет.
Впрочем, есть и оригинальная версия, согласно которой «Терновый король» вовсе не фэнтези, а альтернативная история. Процитирую одного из рецензентов: «
Вирджиния Дэр имя, известное каждому американцу. Так звали первого английского ребенка, родившегося в Новом Свете. Произошло это в 1587 году в колонии, расположенной на острове Роанок. Через год англичане, жившие на острове, бесследно исчезли почему, не известно до сих пор. В
"Терновом короле" Грег Киз предлагает разгадку этой тайны: подданные рыжеволосой королевы Елизаветы были перенесены в иной мир, управляли которым скаслои раса колдунов-садистов, использовавших людей в качестве рабов.»
Даже если Киз и проводил параллели между историческими и книжными событиями (хотя лично мне так не показалось), это в любом случае не является основой романа. «Терновый король» повествует о базовых фэнтезийных ценностях борьбе со Злом, предназначении, выборе, верности и т.д. Причем, Киз ни на йоту не отступает от буквы и духа жанровых канонов. Роман, конечно, ни в коем случае нельзя назвать дешевой поделкой или графоманским творением. Многие любители фэнтези наверняка примут книгу восторженно, и она займет достойное место в золотом фонде фантастики. На ней прямо так и хочет поставить штамп о соответствии всем стандартам. Сама она хоть и золотой, но все-таки стандарт.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|