ДЕДУКЦИЯ В ЧУЖОМ ТЕЛЕ
Ричард МОРГАН. Видоизмененный углерод. М.: АСТ, ЛЮКС, 2005.
Издательство «АСТ» познакомило русскоязычного читателя с новым многообещающим автором, выпустив роман «Видоизмененный углерод» («Altered Carbon»). На языке оригинала книга вышла в 2002 году (Великобритания), годом позже в США (где получила премию имени Филипа Дика), а теперь добралась и до нас.
Действие происходит в далеком будущем (в тексте XXV век, в аннотации на обложке уже XXVII). Это будущее не слишком уж отличается от настоящего (по крайней мере, мафия на Земле до сих пор использует, наряду с прочим оружием, и автоматы Калашникова), но есть важное отличие: люди открыли новые свойства углерода и теперь можно без хлопот «перегружать» сознание из одного тела в другое. Граждане победнее ничего от этого открытия не выигрывают, зато господа побогаче получают гарантированную вечную жизнь, оплачивая перемещение из тела в тело. Мало того: этих толстосумов нельзя даже убить окончательно, поскольку копия их мозга содержится в специальном хранилище, а информация раз в двое суток обновляется. Поэтому «убитый» неизбежно будет восстановлен, потеряв лишь 48 часов.
Главный герой, японо-венгр Такеси Ковач, перемещен с планеты Харлан (где давно обитает колония экс-землян) на Землю. Сделано это по просьбе миллионера Лоренса Банкрофта. Он хочет поручить Такеси расследование убийства своей персоны: миллионер, конечно, восстановился и живехонек, но осадок, что называется, остался. Толстосуму не терпится узнать, кто и почему прострелил голову на предыдущем теле Банкрофта и не ждать ли каверз в дальнейшем.
Ковач нанят не случайно, ибо он много лет проработал в Корпусе Чрезвычайных посланников этакого спецназа будущего. Спецподготовка посланников столь высока, умения столь многообразны, а работа столь неприятна, что после отставки они делаются отверженными. К ним, по выражению персонажа братьев Стругацких, относятся с опасливым восторгом и с восторженной опаской одновременно. «После ухода из Корпуса заняться особенно нечем, рассуждает главный герой романа. Нас не пускают ни на одну должность, которая может привести к влиянию или силе. На большинстве планет нам запрещено занимать государственные посты... А то, чему нас учили, настолько похоже на преступление, что разницы почти никакой. Только совершать преступления проще...»
Таким образом, крутой боевик (Ковач ведет расследование, а кто-то ведет на него охоту) с героем-профи помещен в НФ сюжет. Детектив и фантастика органично дополняют друг друга. Возможности центрального персонажа очень велики, возможности его противников почти безграничны, раскрытое преступление совершено при помощи высоких технологий, а возмездие главному злодею требует применения технологий высочайших. При этом в романе минимум наукообразности, много драйва и довольно много рефлексии.
Такеси Ковач менее всего тупая машина: он умен, образован, не слишком циничен (он может оставить за собой трупы негодяев, однако милосердие стучится в его сердце). Ближе к финалу романа наличествует даже разговор Такеси с самим собой, то есть в буквальном смысле: герой дублирует свое сознание в еще одном теле, поняв, что в одиночку ему не справится. О чем же может говорить супергерой с собой? Конечно же, о детстве и об отце. Учение Фрейда всесильно и в XXV веке...
Надеюсь, на русском языке будут выпущены и остальные романы цикла «Takeshi Kovacs» (их всего, если верить знатокам, уже три). Хотелось бы только поскорее. Персонажи, умеющие думать так же хорошо, как и стрелять, в фантастике пока еще довольно редки. Либо то, либо другое. А чаще ни того, ни другого.
|