ФРАГМЕНТ ПОВЕСТИ «ХОМЯЧКИ В ЭГЛАДОРЕ»
Мария Галина
Дорогие читатели! С удовольствием представляем фрагмент новой повести
Марии Галиной под необычным названием
«Хомячки в Эгладоре». Повесть будет опубликована в издательстве «Форум» в конце 2005 года. Мы попросили автора сказать пару слов о сюжете и героях своего творения. «Если коротко, то в повести рассказывается о том, как двоих московских студентов парня с девушкой пригласили на ролевую игру по Толкину, в которой топография Средиземья привязана к топографии Москвы. Например, Ортханк это здание Университета на Ленинских горах, а высшие эльфы из Лориена обнаруживаются в павильоне цветоводства на ВДНХ (действительно, где же им еще быть…). Понятное дело, игра идет совсем не так, как первоначально задумывалось, и дело вообще не в игре...» А в чем же дело? Читаем отрывок и ответы на вопросы.
Ведущие рубрики «Синопсис» Марина и Сергей Дяченко.
* * *
Внизу, в котловине, за лентой реки лежит мутноватый город. На площадке у обрыва фотографируются туристы. Еще здесь продаются гнусные ликом матрешки.
Несколько свадебных кортежей останавливаются поодаль, из одного, щедро приподняв юбки, вылезает невеста в белом.
Вот настоящая эльфийская дева, говорит Дюша.
Они оба сидят на гранитном теплом парапете и болтают ногами. Проползает поливальная машина, оставляя мокрый след, точно улитка…
Сомневаюсь. С такими-то кривыми ногами?
Почему ты все склонна опошлять? Кстати, как ты думаешь, что у нас по плану? Битва на Заверти? Или у Бруинненского брода? Если вчера на том мосту была битва у Бруинненского брода…
Нет, сердится Генка, вчера была битва на Морийском мосту!
Но это же не по плану, возражает Дюша.
Я и говорю. Ты что, Дюшик, совсем с ума поехал? Вчера была вульгарная драка с гопниками.
А тот?
Что тот?
Арагорн?
Это не Арагорн.
Кто ж еще?
Привет! раздается у них за спиной высокий голос.
Генка с Дюшей подпрыгивают и оборачиваются.
Кусты на склоне раздвигаются и из них, блестя очками, выглядывает бледное лицо. Прижав палец к губам, девица оглядывается, потом шустро перелезает через парапет. На ней кожаные штаны и майка цвета палой листвы. Еще на девице узорчатый пояс, а на нем фляга в чехле.
Здравур, деловито говорит девица, похлопывая себя по бедру. Простите, что не вмешался сразу в вашу беседу. Но мне потребно было убедиться, те ли вы хоббиты…
Это… мямлит Дюша.
Арагорн Телконтар. Эльфийский Берилл. К вашим услугам.
Ты Арагорн? Генка пожимает прямыми плечами, частично охладев к игре в этой версии Эльфийскому Бериллу явно недостает мужского обаяния.
Дюша неуверенно произносит:
Старое золото редко блестит?
Скорее, в истинном золоте блеска нет, отчеканивает девица, ладно, пошли. Кругом враги. За нами погоня. Но вы не бойтесь. Я проведу вас безопасными тропами.
Они встают девица, которая оказывается Дюше аккурат по плечо, вытаскивает из рюкзачка планшетку с картой. Такое ощущение, что карту специально мяли, а кое-где и прижигали.
Так… ориентируемся… где тут у нас север? девица очень деловита.
Кажется, там, говорит Дюша и делает неопределенный взмах рукой.
Надо посмотреть, где мох гуще, предлагает Генка.
Да назгул его знает, он везде одинаковый. Сыро тут, девица огибает замшелый ствол, глядит на реку, сощурив глаза, потом решительно говорит, ладно. Туда. И торопитесь, если вам не безразлична судьба Средиземья!
Она вновь ныряет в заросли, Генка и Дюша вынуждены следовать за ней.
И это Арагорн? пожимает плечами Генка, вот эта ботаничка?
А мне она понравилась. Свойская такая девка.
Тебе все они нравятся. Слушай, как там тебя…
Арагорн, говорит девица, не оборачиваясь. Рыжие волосы у нее перетянуты резинкой и прыгают меж острых лопаток.
Нет, не по игре…
А-не-по-игре-не-бывает, выпаливает девица. Она явно уязвлена.
Они минуют заросший яблоневый сад, где еще нет никаких яблок. Над опавшими лепестками растерянно гудят пчелы.
Тогда почему ты вчера не подошел к нам, о Арагорн? спрашивает Дюша. Он в игре и очень этим доволен. Все почти как взаправду и в то же время не взаправду странное, но приятное ощущение.
Ну, будем считать, что я наблюдал за вами издали. Я следопыт, дун-адан, мастер скрадывания…
Ага, на всякий случай соглашается Дюша.
Для мастера скрадывания девица слишком громко топочет. И все время наступает на какие-то сучки.
А ты раньше вообще играла? подозрительно спрашивает Генка.
А как же. Я старый хищник.
Кто?
Ну, я почти на всех хишках была, поясняет девица. Типа, на хоббитских игрищах. Чуть не с основания. Вот это были боевки! Не то, что ваша.
А чего ж согласилась?
Попросили очень, туманно поясняет девица, им спец нужен. Понятно? Так, куда я карту подевала?
Она озабоченно роется в рюкзачке.
Ага, нам туда. Кажется…
Кажется? фыркает Генка.
Ну, точно туда.
От дорожки в бок отходит еще одна тропка, по бокам густо поросшая крапивой. Крапива, невзирая, что в беленьких цветочках, Генке очень не нравится. Она подозревает, что крапива каким-то образом участвует в игре.
Тропка сырая, рядом по желобу сбегает какой-то ручеек. Над водой вьются комары.
А… Имладрис где? беспокоится Дюша.
Там. Т-шш… Девица замирает.
Что?
Они.
Назгулы?
А то, соглашается девица. Какое-то время она стоит на цыпочках, напряженно вытянув шею, потом машет рукой куда-то вбок. Туда! Скорее!
Так я и думала, пыхтит Генка, проламываясь сквозь крапиву.
Земля здесь влажная и у Генки скользят подошвы сандалий. Дюша в кроссовках и ему легче. Правда, он наступил в ручей и теперь из левой кроссовки с хлюпаньем выплескивается вода.
Они выбираются к корням мощного дуба и разом бросаются на землю.
Вон там, шепчет девица.
Сначала Генка ничего не видит, потом различает спускающиеся по склону черные фигуры. Двигаются они как-то странно, сначала Генка не понимает почему, потом замечает, что фигуры восседают на палочках, увенчанных лошадиными головами. Генка так полагает, что головы пластиковые, крашенные в черный цвет самостоятельно. Палки то и дело путаются за полы плащей, затрудняя движение.
Это назгулы? спрашивает она, нервически хихикнув.
А то, мрачно отвечает Арагорн, Вот они, тень тени, порождение тьмы. Горе тому, кто попадется им на пути.
Дюша несколько разочарован. Он полагал, что назгулы будут хотя бы на настоящих лошадях. Или на «Ямахах» этот Юджин дело говорил. Потом он решает, что так даже лучше. Это же все-таки игра. Вчерашнее столкновение с гопниками было уж слишком настоящим.
Один из назгулов задирает голову и издает душераздирающий вой. Где-то далеко, отозвавшись, лает собака…
Интересно, думает Дюша, этот дуб имеет какое-то символическое значение? Если имеет, то им предстоит схватка. И Фродо должны ранить моргульским клинком. Если нет, может, надо сматываться отсюда.
О, Арагорн, вежливо говорит он, не пора ли нам это… избегнуть преследования?
Сейчас, они слезут с той горки, и мы пойдем, поясняет Арагорн, пока они нас не видят.
А Фродо ранят моргульским клинком? кровожадно интересуется Дюша.
Это уж как получится, пожимает плечами Арагорн, ладно, пошли. Она встает с земли и деловито отряхивает колени. Вон ту водичку видите?
Давешний ручей вырвался из желоба и теперь течет по песчаному руслу ледяным нешироким потоком. Похоже, думает Генка, это какой-то подземный ключ.
Это Бруинненский брод, поясняет Арагорн, если мы через него переправимся, мы в безопасности.
А… битва?
Ближайшие кусты раздвигаются, и из-за них высовывается черная лошадиная голова на палочке.
Вот вам ваша битва, с удовольствием говорит Арагорн, доставай кинжал, Фродо!
У меня нету, шипит Генка.
Тебе что, в могильнике этот урод Бомбадил не дал кинжала? Ну, хоть ветку вон ту обломи. Символически! Теперь маши ей, маши! Реагируй!
За лошадиной головой появляется голова назгула. В капюшоне запутались сосновые иголки.
Отда-ай кольцо! воет назгул замогильным голосом.
Генка вскакивает и размахивает веточкой, прижимаясь спиной к теплому стволу дуба.
Кольца вы не получите! гордо заявляет она. И я не ваш!
Я еще не сказал, что ты наш! возмущается назгул. Это следующая реплика! Отдай кольцо, дура, то есть, тьфу, мохноног поганый!
Не дождетесь!
Следом за первым из-за кустов выныривает еще один назгул.
Ой, думает Генка, а если они и вправду отберут кольцо? Ведь никто не говорил, что такой исход событий невозможен! Дюша топчется рядом он тоже подобрал с земли ветку и теперь размахивает ею, словно отгоняя комаров.
Арагорн вытаскивает из кармана зажигалку и чиркает колесиком. Язычок пламени, почти невидимый в ярком солнечном свете, вспыхивает перед носом назгула. Тот машинально подает назад.
Прочь, порождение тьмы, сурово говорит Арагорн, срываясь на фальцет, ступай к своему властелину!
Сам убирайся, придурок, сын придурка, говорит назгул. неча было твоему вонючему предку кольцо в Андуине топить! А вот щас как шарахну твоего хомячка моргульским клинком!
Генка на всякий случай отступает за ствол дуба. К ней сзади подбирается еще один назгул.
Арагорн пытается еще раз отпугнуть назгула зажигалкой, но из нее вырывается лишь призрачная искра.
Вот тебе, ископаемое, говорит Генка, бросая в назгула желудем.
Арагорн пронзительно свистит в милицейский свисток.
Помощь! визжит она не менее пронзительно Помощь! Гилдор, куда ты подевался, сукин сын!
Я здесь, раздается торжественный голос, и на поляну въезжает еще один всадник лошадиная голова на палочке у него белая и плащ, понятное дело, белый, кое-где припачканный пятнами травяной зелени. Гилдору от силы лет пятнадцать и он страдает подростковым фурункулезом. Природное Генкино уважение к эльфийскому племени стремительно испаряется.
Бегите, ломающимся голосом говорит Гилдор, я их задержу! Возьми моего коня, о, друг эльфов. Он вынесет тебя на тот берег!
Это он тебе, Геночка, медовым голосом произносит Дюша.
Да вы… вы что? возмущается Генка.
Не бойся, о, друг эльфов, успокаивает Гилдор, мой конь только с виду страшен. На деле им легко управлять. Я подтяну стремена, чтобы тебе удобнее было ехать.
Сидя верхом на палочке, Гилдор достает Генке едва до плеча.
Садись, Геночка, садись… Спасай надежду Средиземья…
Не бойся за нас, подхватывает Арагорн, ты им потребен, не мы. И погоня будет за тобой, не за нами…
Гилдор выхватывает из-за плеча деревянный меч и начинает размахивать им в воздухе. Меч задевает за ветви дуба, сверху сыплется древесная труха. Назгулы слегка подаются назад.
Ну же, с натугой хрипит Гилдор, я их не смогу так держать долго.
Генка с пылающими от стыда ушами подбегает к Гилдору и выдергивает из-под него палку с лошадиной головой. При относительно тесном контакте обнаруживается, что Гилдор примерно такой же Гилдор, как Арагорн Арагорн. Девица, да еще и страшненькая… да что они тут, думает Генка, всех мужиков истребили в запале, что ли?
Она, чувствуя себя полной идиоткой, зажимает лошадиную палку между коленками и, подпрыгивая, бежит к воде. Назгулы с воем несутся за ней, путаясь в плащах и цепляясь за выбоины игрушечными лошадками. Генка оборачивается, раздраженно отбрасывает коня в сторону и припускает изо всех сил. У нее хорошие спортивные задатки и длинные ноги.
Эй! кричат обиженные назгулы, так не по правилам!
В пень правила! кричит Генка на бегу, я Средиземье спасаю!
Она с размаху прыгает в воду и оттуда показывает назгулам средний палец.
Ах ты, кролик тухлый, вопит предводитель назгулов, ну, я тебя!
Из-за кустов на том берегу ручья выезжает отряд эльфов. Все на белых лошадях (той же породы, что у Гилдора), в белых и зеленых плащах, на распущенных волосах обручи из цветной фольги. Эльфы размахивают деревянными мечами и нестройно призывают Элберет.
Черные всадники неохотно пятятся.
Валите отсюда, кричат эльфы, а то наваляем!
Ах вы, бессмертные выродки, кричит предводитель, разворачивая коня и углубляясь в лес, то есть, в ближайшие кустики.
От бессмертного слышу! Пойдем, о, друг эльфов. Один из эльфов, придерживая несуществующие поводья, обращается к Генке, и вы идите, его верные спутники! Ибо вас ждет торжественный пир по случаю успешного завершения первого этапа вашей миссии, ну а потом, совет…
У Элронда? спрашивает Генка, отряхивая джинсы.
У Элронда. Все как положено.
Элронд, думает Генка, наверное, тоже баба. У них все бабы. Просто улитка на склоне какая-то, а не властелин колец.
А Гэндальф где? интересуется Генка.
Эй! кричит эльф, не оборачиваясь, где Гэндальф?
А черт его знает! вопят из-за холма. Шевелитесь, жрать охота!
То есть, прошу пожаловать на пир, говорит Гилдор, перебравшись через ручей и подбирая свою игрушечную лошадку, и тебя, верный спутник верного, и тебя, о Арагорн Телконтар…
А где Арвен? тут же спрашивает Арагорн.
Ждет тебя, о Дунадан, Гилдор вздергивает подбородок, указывая куда-то вперед.
Из-за кустов выходит еще одна девица, на сей раз в платье, на голове сеточка, острое бледное лицо обильно напудрено, но, в общем-то, можно разглядеть, что ей далеко за тридцать. Арагорн подходит к ней, долго-долго смотрит в глаза, склоняет гордую голову…
Это у них какие-то лесбийские игры, шепчет Генка уголком рта.
Вовсе нет, пылко возражает Дюша, который только-только начал получать от игры хоть какое-то удовольствие, это кросс-половой отыгрыш.
Арвен играет с душой в зеленое бархатное платье с разрезом, рукавами-буф и шлейфом вложено столько причудливой фантазии, что Генке делается даже как-то неловко…
Теперь видно, что за холмом расположился целый лагерь тенты на шестах, флажки, скатерти, расстеленные прямо на траве. В ручье охлаждаются бутылки с пепси-колой и минералкой. Какой-то эльф сосредоточенно нарезает бутерброды.
Прошу, говорит Арвен, поводя широким рукавом.
А и правда жрать хочется, соглашается Генка.
Для хоббита это совершенно естественно, мой мохноногий друг. Добро пожаловать в Имладрис.
Генка только-только успела плюхнуться у ближайшей тарелки с бутербродами, как к ней подбежал маленький эльф в съехавшем на одно ухо венке из одуванчиков.
Государь Элронд зовет, пищит он.
А подождать государю слабо? ворчит Генка.
Так нельзя, укоряет маленький эльф, вы должны немедленно вскочить и идти.
А по книге нам дали доесть.
Так то по книге!
Дюша вновь, выражая готовность, поднимается с травы и проницательно идет к единственной брезентовой палатке, украшенной резными листьями серебряной фольги.
Маленький эльф бежит за ним, спотыкаясь о кочки.
Генка хватает ближайший бутерброд и, поминутно откусывая от него, тоже неохотно тащится следом. Невдалеке Арагорн о чем-то беседует с Арвен.
Маленький эльф отдергивает полог и сует голову внутрь.
Хоббиты пришли, сообщает он.
Пусть подождут на пороге, раздается приглушенный голос.
Эльф высовывает голову и оборачивается к ним:
Государь велел подождать на пороге, переводит он. Полог чуть откидывается, но Генка различает лишь смутный силуэт у задней стенки палатки.
Так значит, вы хоббиты говорит эльфийский владыка из тьмы, в тяжкое время попали вы в Имладрис. Ибо тьма сгущается, и тени удлинились.
Воистину как бы да, говорит Дюша, лихорадочно соображая, где он недавно слышал про удлинившиеся тени.
Смертельной опасности вы подвергались, доставляя сюда это кольцо, и выполнили свою задачу с честью, о Фродо!
Фродо вот он, поясняет Дюша, кивая в сторону Генки, то есть, она. Ну, то есть, вот это Фродо, а я Сэм!
В общем, доносится из тьмы, разницы нет.
Генка щурит глаза, вглядываясь Элронд почти невидим, лишь лицо смутно белеет в полумраке. На голове у него отблескивает венец, а на пальце вроде как можно разглядеть кольцо с бледным камнем.
Разве Сэм не дошел с Фродо до конца, до огненной пропасти?
Кстати, говорит Генка, насчет огненной пропасти. Где она находится территориально?
Мне то хорошо ведомо, говорит Элронд, вы же узнаете в свое время. Ибо много препятствий надлежит вам преодолеть с вашими верными спутниками, пока не…
А! радуется Дюша, свободные народы свободного мира! А где они, кстати? Где Гэндальф?
С Гэндальфом временные трудности. То есть, я хотел сказать, он присоединится к вам позже.
А Леголас и Гимли? Боромир, в конце концов?
Эй, возглашает Элронд, кто тут у нас низший эльф?
Я здесь, государь, маленький зеленый эльф раздвигает Генку и Дюшу и просовывает голову в палатку.
Где у нас Леголас и Гимли?
А они на вокзал поехали. Питерских эльфов встречать, поясняет низший эльф.
А! спохватывается Элронд, у нас ожидается делегация дружественных эльфов из Лихолесья. В связи с напряженной международной обстановкой в Средиземье. Ну и ладненько, там и встретитесь. Арагорн проведет вас. Рассматривайте это как начало вашего многотрудного пути, о хоббиты! Я все сказал! Желаю вам удачи в борьбе против мирового зла, о, мои маленькие герои!
Он делает какое-то движение рукой и перед носом у Генки разворачивается пестрый полог, закрывая вход в палатку.
* * *
По-моему, это какой-то идиотизм, ворчит Генка, следуя за Арагорном, бодро топающим по платформе станции Воробьевы горы. За стеклянными стенами нестерпимо блестит река.
Почему? Мне нравится. Забавно и даже трогательно как-то у них получается. Нет, я рад, что мы согласились, Геночка. Такой экспириенс!
А ты Элронда разглядел? Почему он был скрыт во мраке?
Потому что тени удлинились? неуверенно предполагает Дюша.
Скорее, потому что он тоже баба, говорит Генка, популяция у этих эльфов такая, что ли? Сугубо женская?
Прикинь, Генка, сколько у Толкина активных женских ролей? Ну, Арвен, условно, ну еще Галадриэль, ну, Эовин. Которую, кстати, лично мы по игре и не увидим. А играть всем хочется. Женщины тоже люди. Меня другое немножко смущает. Почему они нам устроили игру по низшему разряду?
Что значит по низшему? А какой у них высший? С натуральным Ородруином?
Нет, но все-таки странно. Те эльфы, в Эгладоре, были совсем не такие. У них и стража на дереве, и луки, и прикид серьезный, и по квэнья ботают. А эти на палочках скачут, пепси-колу пьют. Одна Арвен прикинута как надо, но у нее, по-моему, с головой не все в порядке.
Еще бы, в ее-то годы! Арагорн, Генка вдруг напрягается и Дюша чувствует, как ее плечо твердеет, эй, Арагорн! Да остановись же ты, наконец! Кто это там?
Назгулы! взвизгивает Арагорн. В дальнем конце вестибюля медленно вырастают остроконечные черные капюшоны. Их зубчатые тени отражаются в блестящем настиле, точно в стоячей озерной воде. Немногочисленные пассажиры, ожидающие поезда на платформе, не обращают на назгулов никакого внимания.
Арагорн, ты, это… отбивайся, первый меч Средиземья, оживленно говорит Дюша, предвидя следующее замечательное приключение.
Арагорн, застыв на месте, хлопает рыжими ресницами.
Это… откуда? выговаривает Арагорн, обращаясь в пространство.
Как откуда? говорит совершенно довольный Дюша, из Минас-Моргула, а то!
Но это не по… то есть…
Дюша, говорит Генка тихо, надо драпать от этих Моргулисов.
Ну да, ну да…
Нет, я серьезно. Надо драпать.
От назгулов не скроешься, радостно сообщает Дюша.
Но попробовать-то можно. Арагорн, раздери тебя Барлог, сюда! За колонну…
Дюша жизнерадостно, как щенок, запрыгивает за колонну и выглядывает оттуда, с любопытством озирая вестибюль. Назгулы плавно скользят по блестящему красноватому камню, их головы мерно поворачиваются из стороны в сторону.
Поезд видишь?
Но он же не в ту сторону, блеет Арагорн. Нам на Комсомольскую… питерские эльфы…
Дура, с чувством говорит Генка и прыгает в открывшуюся дверь. Одной рукой она вцепилась в Дюшу, другой в упирающегося Арагорна. Назгулы, сориентировавшись, прыгают в ближайший вагон. Прежде, чем поезд трогается, Генка, продолжая мертвой хваткой держать Арагорна и Дюшу, вываливается из поезда на платформу. Поезд трогается, за стеклом маячат черные остроконечные тени. Генка в ужасе видит, как черная рука пытается просунуться между створками двери.
Что это б-было, бормочет Арагорн, поправляя съехавшие очки.
Назгулы, разумеется, холодно говорит Генка, ты что, настоящих назгулов не видела, идиотка? Это тебе не твои воши на палочках… Скорее, поезд подходит. А то они еще стоп-кран сорвут, с них станется.
Поезд выезжает на прозрачную платформу, раздувая Генкины черные кудри. Они запрыгивают в вагон и, отдуваясь, прислоняются к противоположной двери. За дверью видна искривившаяся река, купы деревьев, ступеньки, сходящиеся к воде…
Двери захлопываются. Река начинает двигаться, все быстрее набирает скорость. Над городом стоит торжествующий бледный день.
По публикуемому отрывку видно, что повесть очень веселая. Не боишся, что народ обидится?
Когда речь идет об Игре, то трудно удержаться и не «списать» персонажей со своих знакомых из числа фантастов, ролевиков и фэнов. Я очень надеюсь, что все эти прототипы воспримут написанное как
добрую иронию. Однако когда дело дошло до публикации, возникли сложности; даже не из-за прототипов, а из-за того, что «Хомячки» покушаются на святое на саму систему ролевых игр. А ролевая тусовка очень мощный фактор и поставляет огромную часть читателей фантастики. Когда московское издательство «Форум» запустило серию фантастики «Другая сторона», я подумала вот, как раз то, что надо. Но и тут не обошлось без сложностей рецензенты были того мнения, что, мол, вещь, конечно, интересная, но лучше бы не дразнить… Спасибо главному редактору «Форума» Свете Сильванович, которая просто своей волей поставила «Хомячков» в план.
А как ты вообще относишься к ролевым играм и ролевикам?
В старом советском фильме сокамерник-уголовник говорил революционеру Котовскому: «преклоняюсь, но не завидую». Сами по себе ролевые игры, особенно в реальном времени, по-моему, штука чрезвычайно интересная и затягивающая, но это не мое. Ролевые игры требуют не только особого склада ума, но и умения погружаться всерьез и надолго, а у меня всегда находятся какие-то другие дела… Наверное, я просто недостаточно увлеченный человек увлеченный бы сумел пренебречь обстоятельствами.
Участвовала ли в хоббитских или иных игрищах?
Я участвовала в двухдневной игре по Буджолд («Форкосиганский цикл») в режиме реального времени, и это был замечательный опыт, ни с чем не сравнимый. В какой-то момент у меня даже началось раздвоение личности я начала воспринимать игру, как реальность, а персонажей как реальных людей. Этот опыт и лег в основу «Хомячков». Конечно, он микроскопический по сравнению с тем, что переживают опытные игроки, но слишком глубоко погружаться в это дело мне не хотелось, иначе затянет. Этот опыт позволил мне взглянуть на ролевую игру с минимальной дистанции, но все же со стороны те, кто глядит изнутри, пишут, условно говоря, «Берена Белагриона», то есть какие-то серьезные, пухлые книги. А «Хомячки» маленькие, юркие и несерьезные.
Ну а если бы еще раз захотелось поучаствовать в игре, кого бы хотела изображать?
Трудно сказать. Женщинам в мире ролевых игр остается не так много ролей, часто практикуется так называемый кросс-половой отыгрыш, когда женщины берут на себя роли активных мужских персонажей. Мне бы хотелось сыграть, если честно, отрицательного типа, даже не какого-нибудь харизматического злодея, а мелкого пакостника… Вот уж дала бы волю своим подавляемым дурным инстинктам.
А какие творения отечественных фантастов лучше всего поддаются ролевизму?
По-моему, тут главное не сюжет, и даже не яркие персонажи, а глубоко проработанный мир, с предысторией, легендами, своими культурными «фишками». Поэтому больше всего шансов имеют вещи, основанные на реальном историческом материале. Например, я знаю, что активно разрабатывается «Лангедокский цикл» Елены Хаецкой. И еще, как мне кажется, текст должен быть открытым для вариаций, интерпретаций, появления новых персонажей… А это не столь уж распространенное явление. Хороший пример «Ведьмак» Сапковского, но это уже все-таки не совсем «наше».
Веришь ли ты в порождения тьмы? А света?
В порождения тьмы я не верю. Я же все-таки биолог, и для меня тьма это всего-навсего отсутствие света, которое реально порождать ничего не может разве что в воображении. Другое дело чисто литературное отрицательное обаяние демонизма, которому лучше бы все-таки не очень-то поддаваться.
А что у нас с мистикой? Назгулы настоящие, что ли? Или это показалось?
Цитируя академика Гаспарова (а он, в свою очередь, еще кого-то) «немного мистики, и человек уже чувствует себя не таким несчастным». Как же без мистики… Назгулы поначалу совсем игрушечные, но потом в игру вступают другие настоящие. И проницательному читателю, конечно, кажется, что он догадался реальность начала прогибаться под Игру. На самом деле в конце повести, возможно, его ждет сюрприз.
Где бы ты не хотела жить в Средиземье или Украине?
Украина меня вполне бы устроила. Киев я вообще считаю самым красивым городом в мире. В Средиземье хорошо играть, а в реальности там на одного высшего эльфа приходилось бы десять тысяч смердов, которые сидят в землянках и разводят свиней. Это нормальное соотношение для любой кастовой пирамидальной структуры, и, конечно, гораздо больше шансов, что ты при реальном раскладе как раз сидел бы в курной избе и спал на гнилой соломе. Толкин деликатно обошел вопрос всяких мелких паразитов, а следовало бы задуматься, как вообще там обстояло дело с гигиеной, как часто мылся Арагорн и страдали ли хоббиты педикулезом с их-то шерстяными лапками.
Откуда произошло имя героя Дюша? Ведь так кличут нашего ангорского соавтора. Не есть ли это подхалимаж к ведущим рубрики «Синопсис»?
Если и подхалимаж, то очень деликатный. А если серьезно, то, видимо, при выборе действовал тот же принцип, по которому и кот Дюшес получил свое имя вызывающее ассоциации с чем-то мягким и пушистым. Мой Дюша ведь в метафизическом смысле «хомячок». А нашего кота, которого мы вывезли из Киева на прошлое Рождество, зовут Бенкет, сокращенно Беня.
Какие творческие планы?
Писатель Владимир Аренев и литературовед Михаил Назаренко затевают секретный проект, который мне кажется интересным; они пригласили меня поучаствовать, я уже придумала для него в общих чертах две новеллы, и если проект все-таки будет запущен, напишу. Если нет, наверное, все равно напишу, но с некоторыми поправками ведь тогда подстраиваться под общие требования будет необязательно.
|