НУ И ЧТО ВАМ РАССКАЗАТЬ ПРО САХАЛИН?
Светлана Дмитриева
Светлана Прокопчик. Русские ушли. М.: ЭКСМО, 2005. 384 стр.
На обложке значится коротко и ясно «Русские ушли». Мужественный герой без особых признаков интеллекта на лице надевает перчатки с таким видом, что становится ясно сейчас кому-то будут бить морду. На заднем плане угрожающе пикирует нечто летающее. Словом, внешне эта книга ничем не примечательна и почти не отличается от многих других космических боевиков. Но вот о романе под этой обложкой никак нельзя сказать, что он ничем не примечателен. «Русские ушли» одна из самых спорных и неоднозначных книг, которые встречались мне в последнее время. Этот роман категорически нельзя читать для развлечения или для того, чтобы скоротать время в поезде. События, описанные в нем, и герои, с коими эти события происходят, заставляют надолго отвлечь свое внимание от реальной жизни. Они заставляют думать, злиться, радоваться или сопереживать людям, которых никогда не существовало.
Начать с того, что этот роман во многом жесток. Гораздо более жесток, чем книги о космических войнах, изобилующие описанием кровавых схваток. Он жесток в мелочах, но эти мелочи задевают куда более сильно, нежели иные глобальности.
«На рассвете они, разморенные чистотой и сытной едой, разрешили помыться и Элле. Она упоенно плескалась, а приятели, развернув на крыше диванчики, хихикали: пусть помоется за свои денежки!»
Подстава, вранье, «крысятничество» и прочие неприятные детали реальной жизни нашли в романе свое место. Это не значит, что в нем не осталось места идеализму, поддержке, дружбе и взаимовыручке все это там тоже есть. Но не в начале. Довольно долго меня не оставляло ощущение, что герою до этих прекрасных вещей нужно еще дорасти. Он начинает свои приключения подростком избалованным, бесшабашным, жестоким и в определенной степени трусливым. Часто те, кто вырос в почти тепличных условиях, не умеют приспособиться к условиям более жестким. «Русские ушли» роман о том, как благополучный мальчик, пытаясь спасти свою шкуру, вырастает в настоящего мужика. Пусть не без недостатков но потому и настоящего.
Майкл Тейлор, единственный сын и наследник одного из самых богатых людей мира, руководитель могущественной корпорации РАСТ, в одно мгновение лишается всего. Его банковский счет заблокирован, его отец отказывается узнавать его, а власти обвиняют в убийстве. Ощущение чудовищной ошибки, фарса, спектакля для одного зрителя возникает сразу же, буквально с первых страниц книги. Но, как ни странно, это роман вовсе не портит. Вокруг Майкла творится форменный сумасшедший дом, он пытается скрыться, пересидеть. То, что мальчику-мажору это все-таки удается, поначалу вызывает удивление. Он не знает трущоб, не знает этой стороны жизни, однако выживает и не дает себя поймать.
Он и впрямь долго раздражал меня, этот избалованный, хамоватый молодой человек ровно до того момента, пока сюжет не привел его в тюрьму. Точнее сказать на зону, где властвуют обычные лагерные законы, тысячи раз описанные в популярных некогда советских романах тюремного жанра. За одним исключением никакого налета романтики в описаниях зоны у Светланы Прокопчик нет. Есть стукачи, опущенные, садистского толка администрация тюрьмы. А вот «благородных разбойников» не наблюдается. Зато прозы жизни хоть лопатой отгребай.
«Сосед по камере помер ночью. Надсадно хрипел, потом затих. На прощание обгадился, и по всему продолу до утра воняло дерьмом. Через два дня на барщине Майкл видел, как два вертухая баграми тащат из отстойника тело пацана из девятнадцатой утонул. От него воняло химией и навозом. Еще через неделю в чистилище по приказу Шанка удавили стукача. Мочалками. Тот извивался, сучил ногами, а в дверях стоял вертухай и равнодушно глядел в зарешеченное окошко. От трупа воняло мылом и тухлой водой».
Майклу везет из каждой передряги он выбирается, рано или поздно, так или иначе. И каждая передряга делает его немножко старше, немного мудрее, немного более человечным. Пожалуй, при внимательном рассмотрении это выглядит парадоксальным зло, зверства и прочие мытарства должны были ожесточить его, но, когда наступает «полная задница», рядом с ним обязательно оказывается по-настоящему хороший человек. Именно это, как мне показалось, и оправдывает взросление героя. Не будь в романе пары идеализированных персонажей второго, и даже третьего планов вряд ли можно было бы поверить в то, что отсидевший, затравленный, отслуживший в армии и снова посаженный человек не возненавидел весь мир, не решил заделаться террористом и завоевать все обозримое пространство.
Что касается манеры изложения и языка, то это вопрос отдельный. «Русские ушли», не стоит читать горячим поклонникам «литературной речи». В романе много слов, которые воспитанный человек употреблять не станет и, вероятно, поморщится, увидев иха в книге. Но ведь умный человек не станет требовать, чтобы каторжники, зэки и озябшие солдаты выражались тем же языком, что и барышни из хорошего колледжа. Если бы употребление такой стилистики было неоправданно руганью героев стоило бы возмутиться. Но во многом именно язык придает роману колорит, правдоподобность и объемность.
Пожалуй, я рискну посоветовать прочитать эту книгу всем, кто еще не читал ее. Возможно, вы будете негодовать и плеваться, не желая знакомиться с жизнью преступников и солдат, с реалиями самого дна жизни. Но в романе «Русские ушли», кроме колорита, интересного сюжета и мастерски описанных героев, есть еще одна вещь, которую сейчас редко можно встретить в фантастических и приключенческих текстах. В нем есть идея. Этой книгой автор хотел сказать читателям нечто для него важное, и это чувствуется. Возможно, вы не поставите ее на полку. Но и равнодушным эта книга вас не оставит.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|