БУНТ СИБАРИТА
Александр Ройфе
Лукьяненко С. Черновик: Роман. М.: АСТ, 2005. (Звездный лабиринт). 416 с. 120 000 экз. (п) ISBN 5-17-033151-7
Нравится это кому или нет, справедливо или не очень, но после успеха киноленты «Ночной дозор» именно Сергей Лукьяненко занимает гипотетическую должность «главного российского фантаста», именно его произведения читатели ждут с наибольшим нетерпением и изучают с наибольшим тщанием. Писатель, однако, не спешит завалить своих поклонников новыми текстами: роман «Черновик» это первое его оригинальное крупноформатное сочинение с 2002 года, считая с выхода романа «Спектр» («Сумеречный Дозор», который, во-первых, сиквел сиквела, а во-вторых, набор повестей, мы в расчет брать не станем, хорошо?). Любопытно, что писался «Черновик» при активном участии публики: большинство глав по мере создания выкладывались в онлайновый дневник автора, и любой желающий мог их прокомментировать и улучшить общий результат.
В целом подобная практика, наверное, себя оправдала. Сюжет у романа закручен так, что мало не покажется: сначала главного героя, менеджера московской компьютерной фирмы Кирилла Максимова, некая сила методично стирает из нашей реальности родные и близкие о нем забывают, документы рассыпаются в труху, в квартире объявляется новая хозяйка. Затем Кирилл оказывается на таможенном посту между параллельными мирами, и ему предстоит эти миры открыть и исследовать, ведь от этого зависит ответ на самый главный для него вопрос: кто сделал его таможенником и с какой целью? По ходу дела герою придется сражаться как с террористами, так и с теми, против кого эти террористы боролись, что, конечно, тоже добавляет книге читательского интереса.
Как ни странно, ключевое слово для приключенческого романа «Черновик» «уютно», оно встречается в тексте чрезвычайно часто. Кирилл Максимов, мягко говоря, «негероический герой»: гораздо выше приключений он ценит возможность вкусно поесть, отведать изысканных напитков и опуститься в кресло возле камина с книжкой в руках. Добрый автор всячески пытается ему в этом помочь, и поскольку совсем отказаться от боестолкновений было бы опрометчиво с точки зрения занимательности, Кириллу щедрой рукой в комплекте с обязанностями таможенника выдаются сверхспособности неслыханная физическая сила, быстрота, способность регенерировать ткани тела. В принципе ничего плохого в подобном повороте событий нет: снабдить простого человека набором исключительных умений обычное дело в фантастике; это дает и легкость читательской самоидентификации с данным персонажем, и простор для авантюрных сюжетов. Тот же Лукьяненко уже эксплуатировал этот ход и в «Спектре», и в «Ночном Дозоре». Но Кирилл уж такой сибарит, уж такой обыватель, что его внезапный бунт против тайных властителей мира (в смысле миров!) может показаться не очень-то естественным…
А вот описания параллельных реальностей в «Черновике» исключительно ярки и хороши. Читаешь и с грустью думаешь о невозможности на самом деле побывать в Кимгиме (приморском городе условного XIX века, где дамы ходят в кринолинах, по улицам ездят ландо, а в бухте водятся кракены), о красочных пейзажах Нирваны (мира, где в воздухе витают галлюциногены), о социальных достижениях Аркана (там Советская Россия развилась-таки в доброе и справедливое общество). Впрочем, роман оборван на полуслове, продолжение должно появиться обязательно, так что по этим мирам мы еще погуляем. Хотя бы на книжных страницах.
|