«СТАЯ» КАК СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ
Андрей Нечаев
Франк Шетцинг. Стая. Роман. — Издатель Захаров, серия «Европейский триллер», 2005.
Хотел начать эту рецензию со слов «Литература все больше превращается…» — но понял, что правильнее будет начать так: литература уже давно превратилась в одну из не самых кассовых отраслей индустрии развлечений. Книги нынче пишут не литераторы, но бизнесмены, и создают они не художественные произведения, но
тексты.
Небезызвестный московский издатель Захаров выпустил в серии «Европейский триллер» толстый кирпич кельнского автора Франка Шетцинга «Стая». Книга эта, если верить аннотации на обложке, вот уже второй год «занимает в Германии второе (после «Кода да Винчи») место в списке бестселлеров». Что ж, немцы правы: «Код да Винчи» тоже не ахти, но, пожалуй, «Стая» поплоше.
Выпущена она пятитысячным тиражом. Стоило ли покупать лицензию на перевод и публикацию такого бестселлера, что обошлось наверняка недешево, и выпускать на русском всего пять тысяч? Что-то не верится. Впрочем, этот вопрос напрямую рецензента не касается — перейдем к сюжету. Вкратце он таков.
В разных местах земного шара начинают происходить всякие странные, загадочные и опасные происшествия. То вдруг на перуанском побережье обыкновенная скумбрия собирается в гигантские стаи и топит рыбацкие лодки. То неподалеку от Канады доселе мирные киты принимаются выпрыгивать из воды и переворачивать небольшие корабли, а подоспевшие касатки — убивать попавших в воду людей. Потом непонятным образом плавающие по океану моллюски забивают своими раковинами кили кораблей и выводят их из строя. И тут же другая напасть — исследователи, готовящие проект новой океанской нефтедобывающей платформы, обнаруживают, что дно континентального шельфа покрыто слоем необычных червей, прогрызающих гидрат метана, то есть донный лед. Да еще огромные стаи сверхъядовитых медуз появляются у австралийских берегов. Странности накапливаются, персонажи с возрастающим беспокойством следят за ними и пытаются анализировать. Первая часть романа, «Аномалии», немного растянута и скучновата, но к концу становится интереснее — главным образом потому, что аномалии приводят… ко второй части под названием «Катастрофа». Изрядный кусок норвежского побережья сползает в океан, от цунами гибнут сотни тысяч людей. Международное судоходство парализовано из-за китов, мириады крабов выходят на американское побережье и заражают Нью-Йорк необычной болезнью, из-за чего ньюйоркцы — те, что выжили, — вынуждены покинуть город. Интернет чуть было не прекратил свое существование: оползни разрывают глубоководные кабели. Остается лишь спутниковая связь, перегруженная, захлебывающаяся. Да еще в мозгах пойманных китов, крабов, касаток, скумбрий — везде находят таинственное желеобразное вещество непонятной природы. Человечеству угрожает некий враг, и кто он –– не то мрачные арабы, разработавшие биологическое супероружие, не то инопланетяне, не то сам дьявол — это выясняется в конце второй части, ну а в последующих трех герои будут пытаться привести все в порядок. Читать с середины стало вполне интересно, хотя при чтении не оставляла мысль, что меня не развлекают и даже не поучают (что хуже, но все-таки еще можно простить автору) — на мне зарабатывают.
Франк Шетцинг обстоятелен. В технотриллерах так принято: раз уж пишешь про нефтеперерабатывающую платформу, будь добр, автор, разживись перед этим ее чертежами, съезди на соответствующую экскурсию и еще поговори с парочкой нефтяников. Пишешь про глубоководных червей — разузнай все, что сможешь, про червей. Про эскимосов — поживи в яранге и отведай оленины. Недаром главка «Благодарность» в конце книги занимает почти три страницы. Нил Стивенсон, помнится, тоже тщательно подходил к каждому вопросу, которого так или иначе касался. Да только автору «Стаи» до автора «Криптономикона» — как Тане Гроттер до Гарри Поттера.
Франк Шетцинг интернационален. Действие скачет с одной точки земного шара на другую, среди героев — норвежский профессор Сигур Йохансон, эскимосский исследователь китов Леон Эневек, американская генеральша китайского происхождения, немцы, индейцы, французы, канадцы и прочие — еще бы, ведь книгу, возможно, будут переводить на разные языки и издавать в других странах. Русских, правда, почти нет, то ли позабыл автор про них, то ли русскоязычный книжный рынок мало его волновал.
Еще Франк Шетцинг поднимает Серьезные Вопросы. Это также отмечено в аннотации, где сказано, что «Стая» — триллер «с высокой моралью и глубоким содержанием». Глубокое содержание в данном случае — мысль про то, что о морях и океанах родной планеты мы знаем еще меньше, чем о космосе. А высокая мораль выливается в свежую идею: природу надо беречь.
Наконец, Франк Шетцинг тщательно прописывает персонажей, наделяет их биографиями, привычками и чертами характера, и все равно они остаются мертвыми сюжетными функциями, примерно как герои крайтановского «Штамма «Андромеда» (да только «Штамм» читался куда напряженнее).
На обложке так же написано, что автор книги — творческий директор рекламного агентства. Я бы сказал: оно и видно. «Стая» — не литературное произведение, но бестселлер, созданный, надо полагать, после того, как Шетцинг проштудировал пару руководств о том, как сделать успешную книгу, и потренировался на двух своих предыдущих опубликованных романах. И написана она не литератором — но менеджером. В своем рекламном агентстве Шетцинг, видимо, неплохо зарабатывает. Но хочется больше. Я согласен, чтобы на мне зарабатывали тот же Нил Стивенсон или Джефф Нун, Джон Краули, Зюскинд или даже Мишель Фейбер, — а вот отдавать свои деньги Шетцингу не хочу. Он и так богатый, зачем ему еще?
|