ИГРЫ В ИГРЫ
Мария ГАЛИНА. Хомячки в Эгладоре. М., Форум, 2006. 208 стр., тираж 4000 экз.
Не успела книга Марии Галиной «Хомячки в Эгладоре» появиться на книжных прилавках, а уже наделала немало шуму в основном, благодаря выложенным в Интернете отрывкам. Фанаты-ролевики, прочитав три страницы текста, невероятно возбудились. В чем только ни обвиняли автора и во вторичности, и в полном незнании толкинистских реалий, и в попытке обидеть милых и добрых людей.
Что же взбудоражило народ? Ведь такая бурная реакция означает, что автору (быть может, и невольно) удалось задеть некую болевую точку. На мой взгляд, точка эта взаимопревращения игры и реальности, не только на внешнем плане, но и внутри самого человека. И проблема тут глубже, чем банальный «эскапизм», то есть бегство от жизненных трудностей в уютный мирок, созданный играми ли, книгами ли, химическими ли препаратами... Где та граница, что отделяет настоящую жизнь от придуманной? И существует ли она? Покажите мне границу между светом и темнотой?
Что, собственно, происходит в мини-романе (или, если угодно, макси-повести) Галиной? Двое молодых людей старшего студенческого возраста, Генка и Дюша, после летней сессии маются от безделья, отдых с друзьями сорвался, деться им некуда. И тут малознакомый приятель предлагает поучаствовать в ролевой игре по «Властелину Колец». Ребята соглашаются, хотя от Толкина отнюдь не фанатеют. Просто чтобы хоть чем-то себя занять.
Начинается игра, поначалу довольно смешная и нелепая. Прыщавые девицы, изображающие эльфийских богатырей, палочки, изображающие боевых коней... обручальное колечко, изображающее Кольцо Всевластья, sms-сообщения, в которых наши хоббиты (впоследствии называемые «хомячками») получают очередные инструкции от Мастеров игры. И, конечно, особую прелесть придают вставленные в текст фрагменты с толкинистских интернет-форумов (взятые автором из реальной жизни, только сетевые имена изменены). Кажется, что все это язвительная пародия. И будь оно действительно так можно понять читательское раздражение. В конце концов, кто только ни пародировал ролевиков-толкинистов... может ли вырасти что-то свежее на этой грядке?
Но не спешите раздражаться. Далее события принимают странный оборот. Игра явно начинает идти не по плану. С героями-«хомячками» происходят какие-то безумные вещи, которые те поначалу еще пытаются объяснить логически, но чем дальше тем больше все эти рациональные объяснения трещат по швам. В Москве появляются отнюдь не игрушечные черные призраки назгулы, в туннелях метро, куда попадают наши герои, водятся вполне настоящие огненные демоны-балроги, а в павильоне цветоводства на бывшей ВДНХ самые что ни на есть реальные эльфы. Кстати, вовсе не те благородные симпатяги, коих создала фантазия Профессора.
Короче игра становится реальностью. Было? Тысячи раз было. Только вот и такое понимание происходящего тоже поверхностно. На самом деле все закручено хитрее. Интрига держится на том, что внутри одной игры творится совсем другая, а внутри нее третья. Как в знаменитых китайских шариках или в отечественных матрешках.
Где-то уже с середины текста становится ясным, что цель автора вовсе не постебаться над наивными толкинистами. Не смеется Галина и над реалиями толкинского Средиземья, наложенными на Москву 2006 года. Разумеется, и юмора, и переходящей в сарказм иронии в книге предостаточно но это вообще свойственно прозе Галиной, где, по заветам Гоголя, смех идет в одном флаконе со слезами. Она улыбается но не
высмеивает. Ее позицию лучше обозначить так: сочувственное понимание. Более всего ее интересует психология героев, поставленных в ситуацию, когда привычные представления о жизни расползаются по швам, когда приходится принимать решения в совершенно безумной, нелепой обстановке (а разве не это, в глобальном смысле, происходит со всеми нами сейчас?).
Конечно, те философские конструкции, которые строит автор в «Хомячках», не новы. Представление о том, что человеческая вера способна структурировать окружающую нас реальность весьма древнее, восходящее к мифологиям самых разных народов. Активно эта тема эксплуатировалась и в фантастике хотя бы вспомнить повесть Г. Л. Олди «Ожидающий на перекрестках». Но ведь у Галиной идея о человеческом воображении, творящем иные, столь же полноценные, как и наша, реальности не самоцель. Средство это, декорация. Гораздо важнее, что происходит на сцене. Важнее драма человеческого выбора, стремление остаться человеком в нечеловеческой ситуации.
Вот, собственно, и все. Последнее, что хотелось сказать это порадоваться за издательство «Форум», рискнувшее выпустить довольно тонкую (двести страниц) книгу под твердой обложкой. Держишь ее в руках и ностальгически вспоминаешь те времена, когда книга была еще
книгой, а не товарным продуктом, когда ценили содержание, а не объем, когда от писателя не требовалось выпекать кирпичи весом не менее 15 а.л. Может, «Хомячки» это первая ласточка?
|