МЕЖДУ ДВУХ СТУЛЬЕВ ИЛИ МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ?
Иван Охлобыстин. Х1У Принцип. Издательство: Галерия, 2005 г. Мягкая обложка, 516 стр., ISBN 5-9900384-3-7, 10000 экз.
«Серьезные» критики и обозреватели отнеслись к новой ипостаси известного кинорежиссера, автора культового фильма «Даун Хаус», мастера боевых искусств, отца пятерых детей и владельца трех охотничьих ружей, православного священника Иоанна Охлобыстина весьма прохладно. Например, Тимур Кибиров культовый поэт и человек, которого нельзя упрекнуть в отсутствии чувства юмора, в своем радиообзоре «Книжка за книжкой» (канал «Культура»). «Фэнтази как фэнтази, разве что поскучнее, чем обычно… невыносимый юмор, достойный передачи «Аншлаг»…. самодовольное авторское невежество. Цитирую: «Одежда столичных жителей представляла собой гармоничную смесь, состоящую из элементов нарядов средневековой эпохи и эпохи Возрождения, в частности рококо…» Конец цитаты».
Еще более строга «Белорусская деловая газета». «В книге намешано всего понемногу, как в биографии (и, по-видимому, в голове) православного русского холерика, бывшего мастера эпатажа. Скромный главный герой, который в недавнем прошлом продавал поддельную итальянскую мебель, оказывается в окружении благородных скейвенов, не менее благородных эльфов-убийц и прекрасных вампириц. Не говоря уже о таких мелочах, как орки, тролли, драконы и ездовые волки. Происходящее очень похоже на «белую горячку», но строго сюжетно и не лишено логики. Вполне понятны рассуждения о том, что Бог есть любовь, а зло суть обратная сторона добра. Непонятно только одно: куда смотрит РПЦ?»
Разве что газета «Газета» оказалась к о. Иоанну более толерантной: «На пять шестых она (книга) состоит из динамичных описаний и обаятельного трепа, которыми обставлены приключения главного героя молодого человека по имени Сергей, вырванного из не слишком радостных московских будней… охллобыстинский мир населен всеми категориями существ, известных классическому фэнтези от эльфов и орков до призраков и ведьм. Благородные вампиры живут в рыцарских замках, а в крысином театре дают «Гамлета».
После «Даун Хауса» никакие экстравагантности, произведенные отцом Иоанном Охлобыстиным, удивить уже не могут. Но в его книге практически нет следов былого эпатажа, зато есть много чего другого, куда более интересного. Охлобыстин сочинил основательное, хорошо продуманное компьютерное фэнтези. Написано не то чтобы оригинально, но остроумно и внятно. Читается легко, так что даже прощаешь автору длинноты и некоторый неявный морализм».
Что же до цеха фантастов, они в большинстве своем книгу Охлобыстина просто не заметили, несмотря на завлекательную аннотацию «Предлагаемая вниманию читателей книга является беспрецедентным фактом сочинения православным священнослужителем романа в жанре фэнтэзи-биотроник. Книга повествует о приключениях молодого человека в виртуальном пространстве». И потому что вышла она в никому не известном издательстве «Галерия», ничем, кажется, кроме выпуска книги о. Иоанна не прославленном. И из-за запредельной под десять баксов ее цены. Как результат книга, оказавшись в положении несколько межеумочном, прошла незамеченной. И вообще что такое фэнтези-биотроник, когда даже судя по аннотации, перед нами чистый киберпанк?
Впрочем, не знаю, что такое эта самая «фэнтези-биотроник», но на киберпанк «Х1У Принцип» похож мало во-первых из-за достаточно внятной этической ориентированности, различении понятий «добра и зла», во-вторых благодаря тому, что виртуальный мир «Принципа» подчиняется тем же строгим логическим законам, что и мир реальный, более того, согласно утверждению о. Иоанна особой разницы между миром реальным и миром виртуальным нет именно благодаря общим для всех миров положениям этики. Мысль не то, чтобы новая, но для киберпанка не типичная.
Итак, вкратце гениальному разработчику компьютерных игр удалось наконец осуществить тайную мечту любого заядлого геймера заработанные им в новой компьютерной игре пойнты мистическим образом воплощаются в реальные суммы на счетах реальных банков. Игра, соответственно, требует продолжения и развития для этого создатель привлекает нескольких доверенных друзей и пускается в виртуальные битвы. Поначалу для заработка реальных денег. Потом поскольку выясняется, что в игре находиться гораздо комфортнее, чем «снаружи»; и время тут течет по-иному, так что игроки фактически бессмертны, и заработанные маг-пойнты дают им здесь почти божественную власть над созданным миром, начавшим развиваться и усложняться по законам самоорганизующихся систем. Быть богом приятно но как в бесконфликтном мире продолжать игру? За счет чего двигать сюжет? В результате друзья-основатели разделяются на темные и светлые силы (весьма произвольно, впрочем, возможно, и согласно неким скрытым свойствам характера). И все же, пространства игры, хотя и медленно, но исчерпываются. А созданный мир неуклонно движется к Армагеддону.
Какой выход нашли «основатели», чтобы спасти уже ставший реальным мир от гибели? Версия спасения, предложенная Охлобыстиным, на деле несет в себе зерно христианской идеи (примерно в той же мере, в которой несут ее, скажем, «Хроники Нарнии»). Иными словами, перед нами весьма вменяемый и взрослый христианский текст, далекий от явных нравоучений и сюсюканья, излишне, возможно, избыточный и перегруженный отпечатком яркой личности самого пресвитера Иоанна, и потому воспринятый «мэйнстримом» (даже в лице умного и толерантного Тимура Кибирова) как не самый удачный опыт в жанре фантастики. На самом деле роман Охлобыстина это едва ли не беспрецедентная попытка создать христианский текст на суперсовременном материале.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|