ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРВОМ ЕВРОКОНЕ В ТРИЕСТЕ В 1972
Томас Р.П. Мильке
Томас Р.П. Мильке известный немецкий писатель и копирайтер. Работал креативным директором компании «Ферреро», идеолог вывода на рынок их продуктов «Киндер Сюрприз» и «Тик-Так». Создавал рекламные тексты для брэндов After Eight, Nutella, Авиаэкспорт, Azarro, Cartier. В рекламном бизнесе ему всегда помогала фантастика, которой он увлекался с детства. Один из участников первого немецкого конвента фантастики Deutsche SF Con в 1972. С 1989 по 1993 Томас Мильке был президентом всемирной писательской организации фантастов World SF, среди основателей которой Гарри Гаррисон, Брайан Олдисс, Джон Браннер. В 1985 году опубликовал политический технотриллер «День, когда стена не рухнула», в котором предсказывалось падение берлинской стены. Мы с нетерпением ждем его в Киеве на Евроконе-2006.
А ведь прошло уже 34 года… Так давно, и так недавно. Все так относительно. Пусть же машина времени перенесет нас немного в прошлое. Скажем, в 1957 год, когда я, семнадцатилетний мальчишка, впервые выбрался на фантастический конвент. И был это первый в Старом Свете Всемирный конвент по фантастике Worldcon, и проходил он в Лондоне. Тогда в британской столице собрались 400 участников, в основном американцы и сами британцы. И лишь очень немногие приехали с континента пятеро участников из Германии, включая Вальтера Эрнстинга, который впоследствии стал создателем Перри Родана, а также меня, добиравшегося до места событий автостопом из небольшой деревушки недалеко от Порта Вестфалика в самом центре Германии, на самой окраине мира фантастики. Мое появление на конвенте стало столь экстраординарным событием, что я стал пользоваться популярностью у тележурналистов BBC, их всех интересовало мнение юного немца о фантастике.
Следующие пять десятилетий я постоянно участвовал в различных конвентах, некоторые и сам организовывал. Неизгладимое впечатления оставил первый Worldcon в неанглоязычной стране в Гейдельберге, Германия, в 1970, и, конечно, незабываемая ежегодная встреча Всемирной писательской организации фантастов World SF в 1989 году в китайском городе Ченду. Это когда группу писателей, попавших в оползень в Долине Панд вывел за собой Брайан Олдис.
Но особым впечатлением, несомненно, стал Первый Еврокон в Триесте в 1972 году. Происходило это в те времена, когда я работал креативным директором компании Ferrero, в самый разгар моего безумного эксперимента с надписями на кириллице на «Киндер Шоколаде» и «Нутелле» и интенсивного выведения на рынок шоколадки с игрушкой «Киндер Сюрприз».
Для меня, как для немца, Триест казался местом, куда легко добросить камнем из Турина на севере Италии. Но как вам такое потратить целый день на преодоление 550 километров на поезде? Это впечатлило, особенно тогда, 30 лет назад. Хотя, конечно, в те времена большее впечатление производило пересечение границ ГДР по пути в Западный Берлин.
Я ожидал, что Еврокон в Триесте будет такой себе любительской тусовкой почитателей жанра фантастики. Большим сюрпризом было увидеть совершенный уровень организации мероприятия на побережье залива в древнем имперском австро-венгерском городе Триесте.
В общем, в высокой организованности и проявилось так называемое Итальянское Чудо. Итальянцы доказали, что невзирая на хаос, они действуют более профессионально, чем, скажем, чопорные британцы. Первый Еврокон никак не походил на сборище безумных фэнов, как это зачастую случалось в Германии на подобных мероприятиях. Наоборот, событие вызвало живейший интерес у деловых кругов, СМИ, известных ученых и художников. Мощнейшую поддержку оказали правительственные институты Италии.
После преодоление первого шока от чудовищного роста цен в гостинице «Jolly Hotel», я заимел великолепный плакат конвента свеча в ракушке с автографом автора картины. Потом я поместил плакат в рамочку и он до сих пор сопровождает меня в трудах моих праведных во всех моих офисах на всех работах он неизменно висел на стенке. Дальше я прикупил коллекцию почтовых марок первого выпуска с картинами Рудольфо Виола и программку параллельно проходившего 10-го Международного фестиваля фантастического кино. В программе того фестиваля принимали участие картины из Польши, Венгрии, Чехословакии, СССР, США. Увы, Германия, ни Восточная, ни Западная, на фестивале представлены не были.
Вместе с Вольфгангом Тадевальдом, ныне ведущим экспертом по Жюль Верну в Германии, и Томом Шлюком, ведущим литературным агентом по продаже прав на литературные и художественные произведения фантастики, я впервые посмотрел великолепный фильм «Медленное бегство». Демонстрировался один фильм Одесской киностудии и кошмарная американская поделка «Осторожно, шар!». Среди гостей конвента, известных профессионалов того времени, были Брайан Олдис, Форрест Аккерманн, кажется, и Гарри Гаррисон там был, но тут могу ошибиться, не помню, честно. Наибольший интерес у меня вызывал швейцарский ученый Эрих фон Дёникен. Именно с ним у меня была длительная дискуссия за круглым столом о его теориях про внеземную жизнь. Ради встречи с Дёникеном я пожертвовал возможным членством в элитном Толкиновском Обществе, собрание которого шло параллельно в другом помещении.
Позднее меня завербовала FOLLOW, германо-австрийская ассоциация «Братство Властелинов Страны Чудес». За 25 лет членства в этой ассоциации я получил титул «Мудрец Клана Драконов». Но, честно говоря, я до сих пор не до конца понимаю, чем эта организация занимается и зачем вообще существует. Впрочем, такие вещи часто случаются. Многие фантастические рассказы непонятно для чего и для кого написаны. В том числе, мои собственные…
За последние 30 лет я участвовал в конвентах в Великобритании, Италии, Польше, Германии. Но, несмотря на то, что Триест сильно впечатлил меня, больше никогда не был на Евроконах. И у меня ну никакого представления нет о том, почему меня потянуло именно в Киев.
|