ПРОГУЛКИ МЕРТВЫХ ДЕВУШЕК
Лев Гурский
«У покойных собственная гордость, писал Маяковский в 1931 году. На живущих смотрим свысока». Гордые герои сегодняшнего обзора, как правило, принадлежат к потустороннему миру, что не мешает им активно вмешиваться в дела живых. А принадлежность многих персонажей к слабому полу придает фильмам особую лирическую тональность... Впрочем, не всегда лирическую. Иногда очень даже драматическую. Любовь после гроба довольно часто превращается в свою небезобидную противоположность.
Тринадцать лет назад великий кинокудесник
Тим Бертон уже снимал полнометражный анимационный фильм про мертвецов с музыкой Дэнни Элфмана «Кошмар перед Рождеством». Теперь, в
«Трупе невесты» (Corpse Bride, Великобритания США, 75 минут) 2005 года выпуска все как будто похоже: и сюжет (по ходу которого потусторонний мир отправляется с дружественным визитом в мир живых), и техника анимации (старинная, тщательная, без примести компьютеров), и элементы мюзикла (покойники много и с удовольствием поют и музыка опять-таки Элфмана!), и многие гэги (как и предыдущем фильме, мертвая героиня то и дело теряет отдельные части тела и наскоро пристраивает их на место). Однако если в «Кошмаре» покойники доминировали, то в новой Бертоновской работе роль живых персонажей велика. Согласно фабуле, в маленьком европейском городе позапрошлого столетия ожидается свадьба: ужасного вида пастор (в оригинале его озвучивал вечный Дракула Голливуда Кристофер Ли) должен связать узами брака деньги безродных рыботорговцев Ван Дортов с титулом обедневших аристократов Эверглотов то есть мечтательного юношу Виктора (его озвучивал Джонни Депп) и нежную-и-удивительную девушку Викторию (Эмили Уотсон), полюбивших друг друга с первого взгляда за сутки до бракосочетания. Однако в стройную церемонию вкрадывается опечатка: Виктор, отправившись в лес учить свадебную клятву, надевает обручальное кольцо на сучок, торчащий из земли... но это не сучок! Это пальчик бедняжки Эмили (Хелена Бонэм Картер), которую несколько лет убил и ограбил ее мнимый жених. Долго покойница мечтала вновь обрести счастье, и вот, пожалуйста! Теперь у нее есть законный супруг. И покойница уволакивает живого Виктора в царство мертвых, где бодрые покойнички бодро пьют, веселятся, поют и пляшут, тряся костями, как кастаньетами... Уже по пересказу сюжета видно, что фильм сделан в жанре «черного юмора»; досадно, что в марте нынешнего года киноакадемики обнесли фильм «Оскаром». Бертон рассказывал, что взял завязку сюжета из русской сказки (то ли «Светлану» Жуковского он имел в виду, то ли «Сказку о мертвой царевне» Пушкина режиссер и сам, похоже, не помнит), а дальше все сочинил сам. Если у классиков Тот Свет был местом неприятным, то у Бертона это самое прикольное местечко в мире. И чтобы сходить оттуда на побывку в царство живых, нужно украинское заклятье. Почему именно украинское, режиссер, кстати, не объяснил. Может быть, просто решил сделать приятное исторической родине великого мэтра фэнтези Николая Васильевича Гоголя...
Умрешь опять начнешь сначала
«Смерть это только начало». Фразу, произнесенную нехорошим жрецом в «Мумии», создатели фильмов по комиксам давно уже сделали руководством к действию. Когда вышедший в 2003 году фильм «Сорвиголова» с Беном Эффлеком в роли слепого супермена собрал неплохую кассу, продюсеры вдруг сообразили, что совершенно напрасно угробили в середине фильма прекрасную невесту Сорвиголовы Электру Наччиос (Дженнифер Гарнер «Из 13 в 30»). Но поскольку рисованных «марвеловских» героев зачеркнуть так же просто, как и нарисовать заново, было решено девушку воскресить: мол, неизвестно, когда захочет Эффлек сняться в каком-нибудь сиквеле «Сорвиголовы», а девушка уже согласна. Так появилась
«Электра» (Elektra, США, 96 минут, «Гемини Фильм», 2005) режиссера
Роба Баумана. Почему-то уже второй раз подряд слепота совпала с суперспособностями, поэтому вернуть девушку из мира покойниц в мир живых поручили незрячему Стику (Теренс Стамп «Особняк с привидениями»), предводителю сил добра. И если в первой жизни девушка вроде бы имела жениха (Эффлека же) и наклонность к добрым поступкам, то в новой ленте выбор приоритетов пришлось начинать по второму кругу. Про слепого жениха девушка забыла, про добрые поступки тоже. А поскольку Стик считал, что Электра, воскреснув из мертвых, должна сама определиться, на чьей она стороне, девушка со всеми своими потрясающими боевыми качествами (и плюс к ним новоприобретенной мистической способностью «кимагури» предвидеть будущее) долго работает наемным киллером. Лишь когда ей заказывают Марка Миллера (Горан Виснич сериал «Скорая помощь») и его тринадцатилетнюю дочь Эбби (Кирстен Праут), наша героиня спохватывается и начинает сражаться с людьми жестокого Кириги (Уилл Юн Ли «Крутящий момент»), сыном предводителя злодейского Ордена Руки (Кэри-Хироюки Тагава «Искусство войны»). Рука хочет либо убить Эбби, обладающую бойцовскими талантами, либо переманить на свою сторону, так что Электре приходится сильно стараться до самого конца фильма... Надо признать, что создатели фильма пошли наперекор традициям, воскресив Электру без фатальных последствий. Тот же Горан Виснич мог бы рассказать сценаристу фильма Заку Пенну о своем опыте работы в фильме «Практическая магия». Там его персонаж Джимми Ангелов, будучи воскрешен, превратился в чрезвычайно неприятного зомби такого, что героиням фильма пришлось убивать его вторично. Впрочем, и без «Практической магии» всем известно, что с зомби лучше не связываться. «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга самый яркий тому пример.
Как демон, коварна и зла
Фильм
Джереми Хафта в русском прокате называется
«Несущая смерть» (Tamara, США, 94 минуты), а в оригинале, как видите, главная героиня тезка известной царицы и героини Лермонтова. Почему авторы картины выбрали именно это имя, зритель понимает далеко не с первой минуты. Поначалу бедняжке Тамаре Райли (Дженна Дюэн) совсем плохо: мать умерла, отец алкоголик (да еще пристающий к дочери), одноклассники задирают, а преподаватель английского Билл Натоли (Мэттью Марсден), в которого девушка тайно влюблена, верен своей жене Эллисон (Клодетт Минк «Час расплаты»). У девочки одна отрада черная магия. Она хочет приворожить Билла, но тут случается непредвиденное. Одноклассники Тамары, великовозрастные бугаи Патрик (Джил Хагонен) и Шон (Брайан Кларк) с подругой Кишей (Мелисса Элиас), желая поиздеваться над девушкой, заманивают ее в мотель. В потасовке девушка гибнет, причем в этом косвенно виновны не только организаторы безобразия, но и почти случайные свидетели очкарик Роджер (Марк Девайн), блондин Джесси (Чад Фауст) и его подруга Хлоя (Кэти Стюарт «Люди Икс-2»). Чтобы скрыть следы преступления, школьники тайком хоронят Тамару. Каков же их ужас, когда девушка на следующий день приходит в школу как ни в чем не бывало! Более того: после смерти Тамара стала куда более раскованной и сексуальной. Не сразу убийцы понимают, что девушка вернулась с того света благодаря черной магии и теперь будет мстить всем и тем, кто довел ее до смерти, и тому, кто отверг ее любовь... По ходу дела прольется немало слез, а еще больше крови. Число малоаппетитных и садистских сцен достигнет полудюжины, а вот эротических сцен не будет вовсе (ограничения по возрасту для фильмов, предназначенных тинейджерам, смерти подобны). Надо признать, что создатели картины, придумывая эту историю, проявили немного фантазии, собрав воедино мотивы стивен-кинговских фильмов «Кэрри» и «Иногда они возвращаются» и добавив саспенс из лент наподобие «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Уже не первый и не последний раз выходец из преисподней, возвращаясь в этот мир с целью мести, не щадит никого. Покойникам, как известно, терять нечего. Приобретут же они весь мир.
А еще я вижу мертвецов...
Фильм
Джона Грея
«Говорящая с призраками» (Ghost Whisperer, США, 300 минут) это мини-сериал. Главная его героиня, Мелинда Гордон (Дженнифер Лав Хьюит «Сердцеедки»), подобно главному герою «Шестого чувства», может визуально и аудиально общаться с призраками, которые по разным причинам задержались на Земле. В каждой серии Мелинде поначалу не верят, но затем перестают сомневаться в ее даре. В первой серии Мелинда устраивает «встречу» давно погибшего вьетнамского ветерана Пола Адамса с его сыном Майклом (Балтазар Гетти «Шоссе в никуда»), который родился через три месяца после гибели отца. Во второй серии Мелинда помогает духу сбитого поездом мальчика Кенни и заодно уберегает от преступления его несчастного отца. В третьей серии Мелинда мирит двух близняшек, Зои и Натали (Эва Коллинз), первая из которых утонула и стала призраком, а другая попала в психушку от переживаний. В четвертой серии Мелинда спасает от самоубийства девушку Гвен и убеждает ее мертвого жениха Конора, чтобы тот уходил подобру-поздорову: благо девушку уже познакомили с Кливом, которому пересадили сердце Конора (так что преемственность налицо). В последней серии Мелинда знакомится с призраками детей Мартином, Виктором и Редом, погибших в результате пожара. Четвертый из друзей, Эрни, выжил, состарился, но все помнит и страдает от одиночества... Уже по этим пересказам заметно, что все сюжеты довольно анемичны и лишены особого драйва. Для главной героини общение с духами нечто вроде не очень приятной, но почетной обязанности, вроде донорства или работы в хосписе. Наиболее забавно, впрочем, наблюдать, как муж Мелинды (Дэвид Конрад) и ее компаньонка (Айша Тайлер), уже привыкшие к странностям героини, спокойно наблюдают, как она разговаривает с пустым местом. Мол, призраки дело житейское.
А вот в картине
Энтони Ферранте с названьем кратким
«Буу!» (Boo!, США, 98 минут) никакого спокойствия не предвидится. Мертвецы тут нервные и злые. Правда, живущие сами виноваты: врываются туда, где их не ждут... Итак, в ночь на Хэллоуин студенты Джесси (Триш Корен), Кевин (Хилтон Гай), Фредди (Джош Холт) и Мари (Николь Рейберн) решают попугать друг друга на территории заброшенной психбольницы. Пожалуй, лишь Джесси предчувствует неладное (у нее есть латентные способности контактера с Тем Светом), а все остальные нисколько не верят, что в больнице обитают призраки. А зря! Призраки на самом деле кишмя кишат в заброшенных коридорах. Поначалу зритель вообще не будет понимать, отчего инфернальные создания мужского и женского пола преследуют студентов и примкнувшего к ним бывшего полицейского по прозвищу Динамит Джонс (Дик Вэйн). Но Джесси, которую преследуют видения, способна различить плохих призраков от хороших. К числу последних принадлежит медсестра Рассел (Ди Уоллес Стоун), которая в свое время ценою собственной жизни помешала опасному психу Джейкобу (М. Стивен Фелти) покинуть больницу. И вот теперь призрачный псих решает повторить попытку... Надо признаться, режиссер сумел сделать фильм, не задействовав ни одного оригинального сюжетного хода, ни единого свежего изобразительного решения (отрезанные конечности, булькающая кровь, кишки в ассортименте... сколько раз это уже было?). И почему, черт возьми, здания заброшенных клиник в фильмах так часто пустуют? Неужели количество больных резко уменьшилось?
Сказка о коматозной царевне
Мы начали обзор любовной историей с потусторонним оттенком, и завершим фильмом в том же духе. Мистическая комедия
Марка С. Уотерса
«Между небом и землей» (Just Like Heaven, США, 95 минут) поставлена по мотивам романа французского писателя Марка Леви «Если бы это было правдой», смахивает на «женский» вариант знаменитого «Привидения» с Патриком Суэйзи с Деми Мур. Работящая Элизабет Мастерсон (Риз Уизерспун «Блондинка в законе»), врач одной из больниц Сан-Франциско, попадает в автокатастрофу и оказывается в коме. Тем временем ее квартиру сдают одинокому ландшафтному дизайнеру Дэвиду Эбботу (Марк Руффало «Из 13 в 30») одинокому потому, что два года назад умерла его жена. И вот теперь Дэвида начинает навещать призрак но не его покойной супруги, а Элизабет. Та долго не верит в то, что ее дух отделился от тела, однако постепенно ей открывается печальная правда. И печальнее всего то, что три месяца, которые тело героини пролежало в коме, на исходе, и Элизабет могут отключить от системы жизнеобеспечения. Благо Эбби (Дина Уотерс), сестра Элизабет, уже дала согласие на это... Фильм слаб и наивен в мелодраматической части, но силен в части комедийной. Режиссер фильма заимствует у предшественников несколько очевидных, но безошибочных гэгов, означающих общение человека с духом, видимым ему одному. К сожалению, в картине нехватка злодеев, с которыми наши герои могли бы побороться, не считать же злодеем врача-карьериста Бретта (Бен Шенкман «Ангелы в Америке»), занявшего место Элизабет? Если бы в финале вдруг выяснилось, что аварию героини подстроил именно он... Но такие детективные навороты сценаристам неинтересны. К тому же, в отличие от «Привидения» (где оптимистический финал, увы, невозможен), в фильме Марка Уотерса хэппи-энд возможен. Кома хоть и похожа на смерть, но все-таки не смерть: оттуда возвращаются. Кто не верит, пусть пересмотрит «Коматозников» Джоэла Шумахера или, на худой конец, перечитает Кастанеду.
|
|
Свежий номер |
 |
Персоналии |
 |
Архив номеров |
 |
Архив галереи |
 |
|