КРЫЛЬЯ АНГЕЛА
Владимир Пузий
Пол Макоули. Ангел Паскуале (страсти по Да Винчи). Роман. СПб.: «Азбука-классика», 2006
Думал ли когда-нибудь британец Пол Макоули, что его роман издадут в России благодаря тому, что американец Дэн Браун напишет супербестселлер «Код да Винчи»? А ведь именно на волне читательского интереса ко всему, что связано с именем Леонардо, «Азбука» рискнула выпустить совершенно «не форматный» роман. Даже спроворили обложку, на которой, если смотреть издалека, чётко прочитывается «Ангел да Винчи».
Ну, оставим двойное название и игры дизайнеров на совести «Азбуки». Добавим только, что попенять издательству можно не очень качественной бумагой да двумя-тремя ошибками в переводе; в остальном же роман в русском переводе представлен вполне достойно.
Так о чём же он, «Ангел Паскуале»? О Флоренции ренессансной, да не очень. Или, точнее,
слишком ренессансной: здесь все изобретения великого Леонардо воплощены в жизнь, и вот по улицам разъезжают паровые повозки, охранники носят в кобуре настоящие пистолеты, стражники летают под облаками в этаких пра-дельтапланах, ежедневно выходят газеты... даже фотографию здесь изобрели!
Но на тех же самых улицах, в тех же самых домах верят в чернокнижие и алхимию, проводят богомерзкие обряды, чтобы узреть ангелов, вкушают пейотль, привезённый из Нового Света. На улицах
этой Флоренции точно так же убивают ради денег и славы но и здесь находятся люди, для которых важнее другие ценности. Молодой художник Паскуале учится у мастера Джованни Россо человека талантливого, но не слишком успешного. Поэтому оба вынуждены пробавляться любыми подработками, например, малевать этюды с обнажёнными девицами для гравюр сорта «товар-люкс». Паскуале же мечтает изобразить на настоящей картине... ангела не очередного юнца с крыльями, скопированными с голубиных, а всамделишного ангела,
«проникнутого скорбным знанием о том бремени, которое вынужден будет нести Священный Младенец, но и радостью, что завет между Небесами и Землёй наконец-то обрёл плоть».
И вот во Флоренцию накануне визита самого Папы приезжает Рафаэль с тем, чтобы помирить Флоренцию и Рим... или чтобы шпионить в пользу последнего? Впрочем, Паскуале заботит лишь одного: когда-то Рафаэлю удалось написать «правильного» ангела. Вот если бы поговорить с мастером...
Но, разумеется, согласно законам жанра Паскуале очень скоро становится не до ангелов. Убивают спутника Рафаэля и подозрение падает то на сторонников папы, то на испанцев (которым на руку вражда Рима и Флоренции), то на савонаролистов... Дело просят расследовать известного журналиста, Никколо Макиавелли. Паскуале помогает Никколо, и случайно в руках юного художника оказывается тайна нового изобретения Великого Механика!..
Эту странную парочку пьяницу-журналиста Никколо и юного художника Паскуале ожидают опасные приключения: погони, перестрелки, предательства... в общем, всё, что полагается в хороших детективах. Чернокнижники будут строить козни, предатели державы плести заговоры, вспыхнет бунт, запылают дома, Паскуале так или иначе столкнётся с множеством изобретений Великого Механика, а затем и с самим да Винчи...
Читатель, увлечённо следя за сюжетом, конечно, станет вылавливать в меру эрудиции и желания авторские «подмигивания»: вот к Никколо является жена секретаря военной комиссии Лиза Джокондо, вот пруссаки дразнят французов криками «А всё-таки она вертится!», вот приехавшая из Нового Света индеанка даёт Паскуале попробовать пейотль.
Но «Ангел...» Макоули не просто очередной исторический боевичок с претензией на интеллектуальную подложку. Неужели автор изменил ход её величества Истории лишь для создания колоритного, запоминающегося антуража, этакого соединения несоединимого: да Винчи, савонаролисты, чернокнижники и пистолеты с газетами, паровые повозки?..
А собственно, так ли уж много невероятного привнёс Макоули? Ведь и пышные праздники с множеством движущихся фигур в Италии регулярно происходили, и прочие механические изобретения имели место быть, и порох к тому времени вовсю использовали... И в черную магию верили, а как же!
По сути, Макоули лишь довёл до крайности, обострил те самые противоречия, о которых едва ли не с первых страниц размышляет юный Паскуале. Расцвет искусства и приход эры механики. Что важнее: работа мастеров, созидающих нечто новое, или обычного копировальщика? Благодаря печатному станку статьи Макиавелли читают многие, благодаря тому же станку художники остаются без работы...
К счастью, Макоули не настолько прост, чтобы создавать этакий пролуддитский памфлет. Любое новшество, всякий прогресс, всякое изменение неизбежно несут с собой не только благо, но и боль. Становиться на пути прогресса бессмысленно не зря третья часть романа называется «Напрасные хлопоты».
И всё-таки... И всё-таки напрасные ли? Неужели всё сводится к замене работы, в которую вкладывается душа, конвейерным штампованием фотооттисков? В конце концов, ведь ангел это не просто человек с пририсованными крыльями голубя, и картина не просто механическое копирование реальности, но трактовка её, по сути, создание собственного микроуниверсума.
Каждый из героев создаёт вокруг себя собственный микромир: от постепенно спивающегося Макиавелли до Леонардо да Винчи, который выстроил огромную башню и не выходит из неё вот уже много лет. Все эти люди живут в одном городе, но существуют словно бы в разных плоскостях.
Пожалуй, иной читатель поставит в упрёк автору такую концентрацию знаменитостей в пределах одной книги, но ведь автор прав. Так и бывало во все времена, это уже потом биографы разъединили
микромиры, описывая жизни своих «подопечных» так, словно каждый был врисован в ограниченную рамой картину. А Макоули сталкивает эти мини-вселенные, заставляя изменяться, взаимодействовать. Всё как в жизни, как тогда, так и сейчас.
«И из всего этого зарождались [...], проступали черты чего-то большего, чем человек, и меньшего, чего-то стоящего между миром идей и миром вещей, между Словом и Делом, возможно, это было [...] светящееся невероятным светом изумительное лицо его ангела».
####
...Интересно, знакомы ли Макоули и Браун, читали ли книги друг друга?
|