НИЧЕГО ЛИЧНОГО
Наталья Егорова
Дядька Теренти-ий... Ну дядька Теренти-ий... Не хочу-у за лыцаря-а-а...
Староста уцепил зубами седой ус.
Вот ведь дура-девка. Ну чем тебе лыцарь плох, а? Молодой, красавец, а змея видела какого завалил? Башка с полпечи!
Всё равно не хочу-у...
Рыцарь явился в деревню на рассвете откуда-то из гнилых болот. Шёл пёхом, шатаясь не то с голодухи, не то с усталости; волок зелёную змееву шкуру рогатая безглазая голова моталась в пыли.
Меча у рыцаря не было.
Позвали старосту.
Рыцарь сбросил шкуру в пыль, вытер грязной ладонью лоб, спросил напиться. Кожаный доспех его на боках потрескался, а на пузе недоставало трех железных блях. Слипшиеся русые прядки падали на блеклые глаза, и рыцарь то и дело встряхивал головой, как норовистый конь.
Кормили его у старосты. Послушать рассказ про змея набилось полдеревни.
Рыцарь раскладывал по столу ложки с крынками, изображая, как падала камнем из облаков злобная тварь, как палила огнём и била колючим хвостом, как дрожала земля под тяжёлой поступью. Он и шипел за змея не хуже выкипающих щей, и рычал, и мало что не подпрыгивал.
Деревенские бабы, ахая, подливали молока.
Мужики ещё раз ходили смотреть шкуру, уважительно качали головами, засовывали кулаки в здоровые, что твоя миска, глазницы. Горбатая Левониха, правда, все щупала хвост, трясла седыми космами и бормотала, что чешуя, дескать, сохлая и старая. Но кто же слушает выжившую из ума старуху!
Рыцарь требовал за подвиг десять полновесных княжеских монет. Староста предлагал козу и двух поросят. Рыцарь напирал на прожорливость и непобедимость твари, пинал в запале рогатую морду и тыкал в громадные когти. Староста кивал, но обоим было ясно, что многого змееборец не получит, коли чудище и так уже дохлое.
Сторговались на самой красивой девице.
Самой красивой, положим, слыла старостина дочь Алёна, но кто ж свою-то отдаст. А вот рыжую бесприданницу Матрёну, , от которой деревенские парни нос воротили, со всей душой. Уж и мать согласная, и отец добро дал, от чарки горькой оторвавшись, а она ревёт, дурёха, в три ручья!
Не хочу-у... Это вы, дядька Терентий, наро-ошно меня выбрали...
Да ты что, девка, белены объелась? Да я ж не супротив лично тебя, но ты сама посуди: за кого тебя в деревне выдавать? За хромого Гришку али за Ваньку-пьяницу?
Я кружаво вязать умею-у-у...
Кому оно надо, кружаво твое! На одной канители разорисси. А он ведь какой-никакой, а лыцарь: у лыцарей, говорят, дома каменные и в кажной комнате по прислуге, так что и вовсе ничего делать не нужно. Знай, на лавке сиди да семечки лузгай.
У него даже лошади не-ет... И рубаха дырявая-а-а...
Ну... видать, поиздержался в дороге-то. Опять же со змеем бился.
Ага, хлюпнула Матрёна распухшим носом. Свою Алёнку небось спрятали-и...
Тьфу! вконец рассердился староста. Тебя не спросил!
* * *
И взял, красавицу-то? жадно спросил Антип.
Рыцарь печально кивнул, да так и не поднял головы, тяжело уставившись в кружку.
Антипка-гусляр слушать умел даже лучше, чем сочинять: крякал и поддакивал в нужный момент, брови хмурил или глаза наивно растопыривал. Подсядет вечером к путнику, а потом глядишь, новую сказку сложит.
Сегодня вот приметил гусляр рыцаря этого. Сидит цельный вечер в углу, меч не снявши худой, щёки втянуло, глаза как талый снег. Есть не ест, горькую пьет сразу видно, история за душой имеется.
Так и вышло. Да ещё какая история-то: сразу и про битву великую, и про любовь.
А что змей? Змей-то что?
Да что там змей! скривился рыцарь. Я эту шкуру в болоте нашёл: валялась на кочке, высохшая вся. То ли заломал его кто, то ли сам сдох...
Ох ты, обманул, выходит?
Ну, шкуру-то я настоящую притащил. Присочинил разве кое-что...
Так девицу всё равно обманом добыл.
Девицу... шумно вздохнул рыцарь. С девицей такая история получилась...
* * *
Вытолкнули её из толпы. Красавица не красавица, а девка ядрёная щёки алеют, коса рыжая в руку толщиной, сарафанчик голубой топорщится где положено.
Нос вот картофелиной распух, так то с рёва. А глаза шальные, зелёные, так и зыркают из-под ресниц.
Рыцарь поскрёб тощий живот под доспехом.
Как зовут-то тебя?
Матрёной кличут, расплылась деваха.
Ну пойдём, что ли, Матрёна...
Пироги из Матрёшиного узелка съели на обед. Рыцарь привалился к сосне, вытянув тощие ноги, смотрел в небо, в хвою, куда-угодно, только не на доставшуюся ему девицу.
Той было странно. Она уж за утро почти привыкла считать себя рыцаршей, уговорила, что стерпится-слюбится, и всё ждала ласковых слов, да хоть доброго взгляда. А там и красную ленту в косу, и под венец в большом городе, где дома каменные, и к окошку на узорную лавку...
Но рыцарь молчал и в глаза не глядел.
Как на широкую дорогу вышли, тут Матрёшу любознайство одолело.
А правду говорят, что в городе дома, как три избы, друг на друга ставленные?
Ну-у, рассеянно отвечал рыцарь.
Это ж как паутину с потолка снимать высоко ведь! Лестницу кажный раз ладить приходится?
М-м...
А вот, скажем, если крыша протекла, а плотник чинить полез и вниз свалился, наверное, и совсем убиться можно.
Угм.
А я вам рушников кружавных навяжу, мечтательно продолжала Матрёша. Я и целую скатерть могу, и на окна в дом...
В дом? будто бы проснулся рыцарь. В какой дом?
Так ваш. Вы ж меня... зарделась маковым цветом, косу затеребила, вчерась сосватали.
Рыцарь глазами забегал и волосёнки за ушами приглаживать начал.
Как, говоришь, зовут-то тебя?
Матрёной.
Матрё-оной, протянул рыцарь и снова неуютно замолчал до самого города.
Избы здесь и впрямь были громадные, но так, чтобы друг на друге стояли этого не было, врали. Ну, может, как одна изба и сверху ещё половинка. И дома не каменные вовсе, такие же срубы, кое-где и тёмные, и жучком поеденные.
Кормили на постоялом дворе невкусно: щи пустые, хлеб сухой. Матрёшке не терпелось узнать, где же рыцарев дом да когда же под венец. Но всякий раз наталкивалась на тяжёлый взгляд, и лягушкой холодело в груди.
А рыцарь вдруг принялся про жаркую страну Эфиёпию сказывать. Матрёша только дивилась: люди, говорил, там чёрные, что твоя сажа, но ласковые, и у каждого по три жены. Живут эфиёпы богато, в поле не работают, сидят целый день у окошка и песни поют.
Чудно Матрёне, к чему вдруг такая сказка?
А женщин у эфиёпов нету, им купцы их из разных земель в жёны привозят. Как которую привезут, так сразу в шелка наряжают, что твою княгиню, и к окошку песни петь.
Матрёна представила избу с узорными лавками, посреди на печи чёрный, как уголь, эфиёп глазами ворочает, а под окном три его жены. И будто бы одна жена она сама, а две другие соседская Улька и старостина Алёнка. На каждой сарафан вышитый, ленты в косах, а на коленях по спелому подсолнуху; и все песню выводят, да так жалостливо, что слеза прошибает.
Ты меня пойми, Матрёна, у меня к тебе лично никакой злобы, ты девка хорошая. Я бы, может, если б жениться надумал, то и...
Матрёшка словно проснулась.
Как это "если б"?
Рыцарь вздрогнул, так что щи на коленки плеснул. После вскочил и ну Матрёшу за руку тащить мало не бегом, а у неё сердечко замирает: что это он так странно про женитьбу толковал?
Привёл вроде на ярмарку, только без каруселей и скоморохов. Матрёна не успела обрадоваться сейчас гостинцев купит а он всё дальше спешит, мимо шёлковых нарядов, мимо алых лент, мимо бус да румян...
На задворках возле сараев большущая телега с крышей, вся тряпками завешена. Запряжена в неё четверка лошадей, а рядом пузатый дядька лысиной на солнышке блестит. И показалось Матрёше, будто между тряпками женское лицо выглянуло, да и спряталось.
Обернулась пузатый монеты отсчитывает рыцарю в ладонь. Три положил, а четвёртую жалеет, в пальцах крутит.
Рыцарь глаза поднял, а тут Матрёна улыбается.
Побелел он весь, точно упыря увидел; воздух ртом хватает, глаза выпучил.
Матрёшка и мигнуть не успела, как повернулся рыцарь и боком-боком заторопился в рыбные ряды. Она бы следом побежала, а дядька за руку хватает:
Э, барышня, постой. Тебе нынче вон куда, и в телегу тычет.
Растерянно смотрела Матрёша, как уходит тот, кто чудился судьбой. На застывшем лице её держалась ещё глупая улыбка, как на неумело размалёванной кукольной рожице…
Продолжение читайте в журнале «Реальность Фантастики №7(35) за июль 2006».
|