ИЗ ЛАБИРИНТОВ СНА, ИЛИ ДЕБЮТ №3
Владимир Пузий
Яна Дубинянская. Лестничная площадка. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г. 304 с. (Звездный лабиринт. Библиотека фантастики «Сталкера»).
Яна Дубинянская. За горизонтом сна. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г. 383 с. (Звездный лабиринт).
Согласно статистике, ежегодно только в России выходит около сотни сольных книг авторов-дебютантов. Как сказал один мой знакомый, в такой ситуации «даже у самого терпеливого и стойкого исследователя «лит.процесса» начнется тошнота, перемежающаяся приступами мизантропии». Впрочем, беда новичков, как правило, заключается не в количестве, а в качестве текстов, выдаваемых на-гора «юными дарованиями». Года три-четыре спустя многие из них с ужасом будут пролистывать свои дебютные творения: «И как я мог/могла это написать?! Да почему такое вообще напечатали?!»
Увы, второй шанс создать первое впечатление выпадает далеко не каждому. Киевской писательнице Яне Дубинянской в этом смысле повезло: для массового читателя ее романы «Лестничная площадка» и «За горизонтом сна» по сути, первые. В действительности же...
Но прежде уточним: в отличие от многих иных дебютов, даже первые, не известные массовому читателю публикации Дубинянской, представляют не только статистический интерес. Яна начинала литературную карьеру «по старинке» не с романов-«кирпичей», а с рассказов, на которых и оттачивала стиль, искала свое направление в фантастике. Продолжает она их писать и по сей день, публикуя в самых разных изданиях: от почти андеграундовых (львовский «Четвер») до признанных жанровых («Звездная дорога»). Кстати, в №1 «Реальности фантастики» наши читатели могли познакомиться с двумя новыми произведениями писательницы.
Словом, неудивительно, что именно сборник «Три дні в Сиренополі» (10 рассказов и повесть) стал первым дебютом Дубинянской. Он был выпущен издательством «Смолоскип» в рамках Всеукраинского литературного конкурса, где Яна была одним из лауреатов. Разумеется, тоненькая «внесерийная» книга в мягкой обложке и с тиражом 1 тыс. экземпляров осталась почти не замеченной широким кругом читателей.
То же самое можно сказать о втором дебюте Дубинянской: романе «Финал новогодней пьесы», который был издан в харьковском «Клубе семейного досуга» в 2002 г. и распространялся только среди членов «Клуба», а в свободную продажу не поступал. В чем есть и свои плюсы, так как роман вышел в неудобочитаемой редактуре, богатой на перлы, несовместимые с литературным русским языком.
И только теперь, в 2003-м, у Дубинянской состоялся дебют №3. Причем двойной: в покетной серии «Библиотеки издательства «Сталкер» (донецкий «Сталкер» совместно с московским «АСТ», хоть в выходных данных указано только «АСТ») вышел роман «Лестничная площадка», в твердообложечном «Звездном лабиринте» того же «АСТ» «За горизонтом сна». Обе книги вполне зрелые произведения уже сформировавшейся писательницы.
«Лестничная площадка», заявленная как «приключенческая городская НФ», скорее тянет на «социалку». Единственный но сюжетообразующий! фантастический элемент в романе «машина желаний», изобретенная... ну, разумеется, одержимым профессором! Впрочем, профессор одержим не мыслями о завоевании мира, а... любовью. И хоть с научной точки зрения его машина выглядит не слишком убедительно, это не важно. Важен принцип, согласно которому желания любого человека эта самая машина способна преобразовывать в энергию, совмещающую в пределах одной лестничной площадки двери квартир из разных домов. За каждой из дверей то самое желанное, о чем мечтал человек, запускавший машину, а таких «мечтателей» в романе несколько...
В «Лестничной площадке» Дубинянская впервые решается на масштабный эксперимент над группой людей, разных по социальному статусу, мировоззрению, своим устремлениям. Ее роман в чем-то напоминает бескомпромиссные «Долину совести» и «Пандем» супругов Дяченко но все-таки во многом и отличается. Уже в «Площадке» проявляются любимые темы и творческие приемы писательницы. Для нее важны прежде всего взаимоотношения людей: любовь, ненависть, жажда власти; цена, которую приходится платить за исполнение этих желаний. Причем Дубинянская далека от того, чтобы «в лоб» сообщать читателю свои соображения по данному поводу. Как и положено в хорошей беллетристике, «сверху», «на виду» находится динамичный сюжет, столкновение характеров, острые ситуации посредством которых писательница и задает непростые вопросы себе и читателю.
Вообще Дубинянская часто ставит подобные психологические эксперименты, всякий раз меняя не только их цель, но и количество испытуемых. Например, в романе «За горизонтом сна» перед нами в качестве «подопытных кроликов» выступает уже не группа людей, а население всей планеты. При этом на первый взгляд роман выглядит как попытка совместить классическую космо-фантастику, «суровую» социалку и классическую же фэнтези с магами и рыцарями. В наличии три сюжетных линии, которые поначалу никак не пересекаются, и лишь постепенно начинают обретать некое единство: точнее, читатель наконец понимает, что все они в действительности фрагменты одной цельной картинки.
Почему экипаж космического корабля, посланного к далеким мирам, вдруг высаживается на планете, чрезвычайно напоминающей родную? Почему девочке Лилиан снятся сны, в которых она попадает в некое «тридевятое королевство» и встречается там с принцем еженощно? Почему в том самом «тридевятом» королевстве Великая Сталла орден магов-стабильеров начинает шантажировать правящую семью? И каковы рычаги их влияния на могущественную королеву Каталию Луннорукую?
Экипаж космического корабля, обитатели нарочито типичного фэнтези-мира, несколько подростков, живущих в пост-катастрофном обществе и забредших в странный замок всем им предстоит встретиться, чтобы развеять собственные иллюзии.
Любимый прием Дубинянской создание миров, очень похожих на наш, но со «сдвинутой» ономастикой и топонимикой. Имена Селестен Брюни, Литовт, Эжан и т.п. вроде бы «привязаны» к той или иной эпохе, культурным контексту, традиции, с другой же стороны подчеркнуто не дают отсылок к конкретным земным реалиям. Тем самым писательница словно заявляет: главное не антураж, не декорации, а то, что происходит с людьми. Жизнь, которой мы живем, по Дубинянской, вполне может оказаться сном. Но путеводной нитью, выводящей из лабиринта этого сна, конечно, становится любовь.
А разве может быть иначе?..
|