ЭВОЛЮЦИЯ ПО ЗАБИРКО
Михаил Бубякин
Виталий Забирко. Антропогенный фактор. Роман. М.: ЭКСМО, 2005 352 с.
Название романа можно расшифровать как непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие на организмы через изменение человеком их среды обитания. Различают четыре основных антропогенных фактора:
- изменение структуры поверхности планет;
- изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящего в нее вещества;
- изменение энергетического и теплового баланса отдельных участков и регионов;
- изменения, вносимые в биоту.
Антропогенное воздействие на природу прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человека и результатов его деятельности, вызывающее изменение природной среды и естественных ландшафтов.
По большому счету роман это гимн человечеству, это история трансформации человеческого духа в плоскость иррационального, непонятного, запредельного. Автор рисует то время, когда дух человека по мощи сравнился с божественным откровением, и наоборот, божественное, запредельное для человеческого восприятия, сформировалось в человека. Этот обоюдный процесс показывает, возможно, пути эволюции человека. С этой точки зрения роман уникален.
Если бы эта идея была заложена с самого начала, то роман не получился бы. Потому что идея как таковая лежит на поверхности. Она общеизвестна как философское понятие. Однако в ткани романа эта идея выкристаллизовалась естественным и гармоничным образом.
Внимательный читатель обнаружит в романе множество граней. Некоторые из них блестяще отшлифованы, другие только намечены опытной рукой, третьи сделаны по принципу недосказанности, что придает тексту магическую окраску. И таких примеров множество: Наблюдатель Астаханов не помнит о себе ничего и искренне верит, что он из галактической службы безопасности ГСБ, но возникает много вопросов: кто убил Марко Вичета; почему, когда герой обедает с любимой женщиной, его биочипы молчат; почему Араней атаковал героя, как он выходил из клетки, почему другие агенты ГСБ, которых оказалось числом пять, не действовали, и пр.
Наблюдатель-Астаханов из главы в главу как бы просыпается и вспоминает свое прошлое. Причем, вначале даже с неподдельным возмущением и неприятием того, что он Наблюдатель может быть заподозрен в нелояльности к человечеству. Он не хочет быть никем, кроме как человеком: ни командором с его козлиными ногами, ни гауробцем, ни каратоидянином, ни, тем более, слоагом, хотя этот паук пришел из его же мира и умеет трансформироваться в людей. Нет, Вольдемар Астаханов хочет быть человеком! Чем не мифологическая история!
В некоторые моменты расследования Наблюдатель искренне теряется, путается. И это очень по-человечески. Вместе с ним в лабиринтах расследования бродит и добросовестный читатель. Будь Вольдемар Астаханов божественной личностью, ему бы было достаточно одного взгляда, чтобы разобраться что к чему. Однако та
человеческая боль, которую он испытывает, постепенно делает из него человека. Обратная связь сильнее, чем кровь. Парадокс? Парадокс! А ведь окружающие Наблюдателя-Астаханова помнят, кто он такой, и очень тактично намекают ему на это обстоятельство, которое, в свой черед, приведет к трагической развязке: Наблюдатель-Астаханов не хочет менять судьбу. Он садится на край вздыбившейся платформы и знает, что через мгновение он превратится в элементарный частицы, чтобы через века и тысячелетия возродиться в настоящим человеком. И здесь мы видим философский посыл человек бессмертен. Очень грустная реинкарнация и одновременно жизнеутверждающая.
При всей философичности романа, надо отметить, что он очень информативен с научной и псевдонаучной точки зрения. Читатель с большим удовольствием обнаружит и гравитационные ловушки, и темпоральные сдвиги (что это такое, до сих пор не знаю), и ассист, и трансформер, и мнемокопирование, и дилемму Буриданова осла, и прочее, и прочее, что создает неповторимый колорит текста.
В этом отношении автор не скован никакими рамками. Его фантазии нет предела. Вот, хотя бы Черное Зеркала. Казалось бы очень просто. Все знают, что такое Портал дверь или окно, или зеркало, через которые можно попасть в иной мир. Автор же с большим мастерством создал легенду о Черном Зеркале или Зеркале Мрака. Причем на мифологическом уровне.
Один образ Кунги чего стоит. Теплый, домашний. Так и кажется, что он списан с большой, доброй собаки. Там не менее, спасшей героя от гибели и возрожденной к жизни снова. Какие еще «подводные течения» романа мы не упомянули? Да, тепло и любовь несомненно. Здесь и личные мотивы. Как бы автор ни прятал их, они присутствуют. Они делают текст достоверным и очень человечным.
Пожалуй, из всех обитателей платформы наибольшего внимания со стороны автора заслужили два персонажа: Ютта, она же Ульфи, она же Мария, и Борацци врач колонии. Эти образы раскрываются постепенно. Они многослойны, динамичны и очень человечны. Особенно Борацци. Его образ почти столь же сложен, как и самого главного героя. Они стоят друг друга. Классические скитальцы в классической вселенной. Борацци это одна из икон главного героя, то есть Наблюдателя-Астаханова. Его совесть. Его скепсис. Его здравый смысл. Очень сильный и цельный человек.
Важны для романа и другие обитатели платформы: таинственные Командор и Координатор работ. Существование их само по себе трагично ведь они всецело зависят от паука Аранея и оберегают его всеми силами. Раскрытие тайны этих двух личностей приводит к их смерти.
В конце концов взрыв всерхновой все расставляет на свои места.
Маленькая, маленькая трагедия Шекспира в масштабах холодного, безмолвного Космоса.
И над всем этим звучит вечный марауканский прибой.
|