МИСТЕР ГАРРЕТ И ЕГО МЕТАЛЛОЛОМ
Роман Арбитман
Глен КУК. Злобные чугунные небеса. М.: «АСТ», 2003 («Век Дракона»)
...Странные происшествия творятся в вольном городе Танфере, ох, странные! Правительство, городская стража и тайная полиция стоят на ушах. Объявились гости, смущающие умы честных горожан, привыкших к обычной понятной магии. Серебристые блюдца барражируют в небесах, загадочные незнакомцы воздействуют на мозги юного Кипа да так, что пацан начинает генерировать одну техническую идею за одной. Не остается без работы и местный частный детектив Гаррет: человеку, который долгие годы занимается поисков потерянных людей и утерянных предметов, приходится стать секс-инструктором и объяснять залетевшим в его мир пришелицам условно-женского пола, что почкованье не самый удачный способ размножения разумных существ...
У московского издательства «АСТ» есть полезная привычка: время от времени переиздавать в виде здоровенных толстых «кирпичей» тех авторов, которых прежде оно тиражировало к собственной выгоде крайне неэкономно для читателей. Нечто подобное происходит с изданием «металлической» серии фантаста Глена Кука. Еще несколько лет назад каждая вещь цикла выпускалась отдельно с немыслимой ширины полями и с гарнитурой, пригодной для слабовидящих. И вот, наконец, уже знакомые романы Кука выпускают нормально: по две вещи в одном томе, с нормальным шрифтом. А если учесть, что в прежнем оформлении только что увидел свет один из последних романов цикла «Злобные чугунные небеса», то русскоязычный читатель сегодня имеет возможность окинуть взглядом всю серию, без изъятий. И подвести кое-какие итоги.
Имя Глена Кука стало известно отечественным любителям фантастики примерно с начала девяностых; что же касается читателей американских, то они познакомились с этим автором гораздо раньше, когда по-английски были изданы «Звездный рубеж», «Теневая линия», «Ловцы звезд», «Рейд», «Обрекающая», «Последний обряд», «Колдун», «Дракон не спит никогда» (сочинения, по преимуществу, в жанре «космической оперы»), а также пенталогия «Летопись Черной Гвардии» и ряд других произведений в жанре «героической фэнтэзи». Цикл «Приключения Гаррета», с последнего из романов которого мы и начали сегодняшний разговор, находится несколько в стороне от основной линии творчества фантаста и замкнут в самом себе. Однако именно «Приключения Гаррета» (как ни оценивай отдельные, более или менее удачные его части), самый весомый вклад писателя в копилку мировой фантастической литературы. Перед нами синтез детектива и фэнтэзи; тот редкий случай, когда разнонаправленные векторы двух жанров почти не противоречит один другому, а, напротив, взаимно обогащают друг друга. Гаррет частный сыщик, причем наилучший во всей округе. Подобно персонажу из популярного фильма Роберта Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера?» (имевшему дело не только с людьми, но и с весьма причудливого вида гражданами), центральный герой Кука занимается частным сыском в странном городе Танфере городе, где, помимо людей, обитают гоблины, тролли, драконы, гномы и тому подобное.
В мире, придуманном Куком, не может быть никакого огнестрельного оружия (да и арбалеты строго запрещены законом), поэтому частному детективу приходится уповать лишь на свою физическую силу, свою дубинку и еще на магию (если удастся разжиться флакончиком с какой-нибудь чудо-жидкостью). Кроме того, нашему герою помогает Покойник не какая-нибудь бесплотная тень отца Гамлета, а самый настоящий мертвый логхир. Этот живой труп состоит при Гаррете в роли стаутовского Ниро Вульфа, оставляя тому участь Арчи Гудвина. Человеку с попугаем на плече (своеобразной «передающий телекамерой» для мозга логхира) надлежит мотаться по городу, попадать в передряги и собирать факты, а Покойник готов помогать с выводами. Под конец каждого романа мерзавцам воздается по заслугам, сыщик-человек получает гонорар, а логхир опять погружается в спячку...
Прежние приключения Гаррета фантаст уже запечатлел в романах «Золотые сердца с червоточинкой», «Холодные медные слезы», «Седая оловянная печаль», «Ночи кровавого железа», «Смертельная ртутная ложь» и др. «Металлические» темы в заголовках фирменный знак автора, а сами названия романов цикла навевают в памяти одну из баек Швейка про полковника Флидлера и вольноопределяющегося Железного, чью фамилию полковник-склеротик не мог вспомнить и называл Железного то Медным, то Свинцовым, то Оловянным, пока совсем не одурел. Не исключено, что к подобному затмению в мозгах автор готовил и читателей названной серии, поскольку переводимые на русский язык тома отличаются, прежде всего, названиями металлов на обложке. В остальном же романы выстроены достаточно однотипно, что для цикла хорошо: всегда есть прочный сюжетный стержень и плюс к нему некий сюжетный люфт. Тут важно придумать для каждого романа хоть какую-нибудь изюминку.
Что ж, изюма в романах Кука как в кондиционной булочке, ибо фантазии автору не занимать. К примеру, в «Зловещих латунных тенях» перед Гарретом возникала трудная задача: он должен был отыскать (и обезвредить) Книгу Призраков. В этом мире колдовской том с заклинаниями пострашнее ядерной бомбы, поскольку дает любому мерзавцу, умеющему читать, неограниченную власть над людьми и нелюдьми. Понятно, что за обладание Книгой боролись разные силы (карлики, колдуны, оргпреступность и др.). Однако в конце концов сыщик доказывал свою квалификацию. В романе про ртуть Кук не очень отклонялся от стандарта, а вот свинцовая история была любопытней: впервые клиентами Гаррета становились не просто сверхъестественные создания, но настоящие (правда, захудалые) божки из периферийного пантеона, и сражались те за территорию своего храма, едва не приватизированного конкурентами. В романе «Жар сумрачной стали» автор оживлял сюжет кунштюками из «Фантомаса». По Танферу начинали бегать оборотни, которым по плечу превратиться в любого из персонажей и которые, ведомые вполне человеческой корыстью, принимались вести собственную игру...
Признаемся, «Злобные чугунные небеса» не самый лучший роман цикла. Болтливость главного героя, позволяющая автору раздувать объем вещи, здесь выглядит чрезмерной и уже раздражает всерьез. Но дело даже не в этом. Цикл, подобный «Приключениям Гаррета», не может быть бесконечным, а должен естественно завершиться до того, как герои и перипетии начнут тяготить читателя. В уже названном «Жаре сумрачной стали» закруглены несколько вялотекущих сюжетных линий. А наилучшим доказательством исчерпанности цикла стало появление в последнем романе космических пришельцев. Насильственное внедрение НФ-машинерии в мир fantasy всегда выглядет неуместно, да и у города Танфера своя особая специфика. Превращать его в Великий Гусляр, пожалуй, не стоит.
|
|
Свежий номер |
|
Персоналии |
|
Архив номеров |
|
Архив галереи |
|
|