О ДРАКОНЬЕЙ ЭТИКЕ И ВОРОВСКОЙ ЭСТЕТИКЕ
Алла Гореликова
Тимоти Зан. Дракон и вор. М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2004 384 стр. Тимоти Зан. Дракон и солдат. М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2005 304 стр. Тимоти Зан. Дракон и раб. М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2006 336 стр.
Тимоти Зан начинал писательскую карьеру с достаточно стандартных боевиков, где крутые настоящие (читай американские!) парни спасают человечество от злобных и коварных чужих, где продажным политиканам противостоят честные политики, а далекие от проблем мира сего «яйцеголовые» своими гениальными изобретениями лишь добавляют проблем тем и другим. Однако с каждой книгой миры Зана становятся все выпуклее и оригинальнее, бравые вояки постепенно уступают место героям-гуманистам в лучшем смысле этого слова, а в решении проблем и конфликтов война становится последним средством, которого надо любой ценой избежать. В свете такой авторской эволюции особенно радует, что последний сериал Зана «Приключения с драконом за спиной» предназначен в первую очередь для подростков.
Общее название сериала верно как в прямом смысле «дракон», а точнее, воин-поэт из расы кда Дрейкос, может играючи спрятаться за щуплой спиной главного героя (вернее, на спине, став двухмерным), так и в переносном 14-летний Джек Морган быстро убедится, что с драконом за спиной легко быть сильным и храбрым.
Впрочем, давайте по порядку. Итак, с одной стороны мальчишка-вор, после смерти дяди (а дядя Вирджил, надо сказать, был лучшим специалистом такого рода в известной части Галактики!) решивший порвать с прошлым и начать честную жизнь. К сожалению, мешают благим намерениям Джека не только нелады с полицией, но и дядя: незадолго до смерти он переписал свое сознание в компьютер корабля и продолжает воспитывать племянника.
С другой стороны воин, единственный выживший после внезапного нападения на передовые корабли шонтинов и кда, беженцев из другого рукава Галактики. Ситуация осложняется тем, что кда симбионты, и без хозяина-шонтина Дрейкос проживет не более шести часов.
Лирическое отступление: Тимоти Зан и вообще мастер придумывать необычные расы «чужих», но с кда он, пожалуй, превзошел самого себя. Золотой дракон, живущий то в трехмерном, то в двухмерном пространстве второй вариант как раз и требует хозяина-носителя безусловно, украсил бы любой фэнтези-мир. Возможности пространственной игры профессиональный физик Зан использует по полной программе. Дрейкос может заглянуть в запертый сейф, пройти сквозь стену… к тому же Джеку не составит труда протащить его через любую охрану: ведь двухмерный кда выглядит всего лишь экстравагантной татуировкой на спине мальчишки.
Впрочем, все это будет позже, а пока первый контакт. Умирающий дракон на разбитом корабле и мальчишка-вор в поисках, чем бы поживиться. Им обоим повезло: один нашел хозяина, способного поддержать его жизнь, второй друга и защитника. И начались приключения: Джек пообещал Дрейкосу вместе с ним найти неизвестного пока врага. Для Дрейкоса это вопрос жизни и смерти: вслед за уничтоженным передовым отрядом летят в поисках новой родины все уцелевшие из двух рас, и они рискуют угодить прямиком в смертельную ловушку.
Начинаясь классической сценой космического сражения, сериал стремительно приобретает детективный уклон с ноткой плутовского романа. В поисках информации Джеку придется менять личины, в полной мере используя острый ум, недюжинную изворотливость и привитые дядей воровские навыки: пассажир фешенебельного лайнера, наемник, раб… такой вор, как и такой дракон, сделал бы хитом любой фэнтези-роман, там нынче подобного рода герои в большом фаворе. Ниточки разматываются и обрываются, времени остается все меньше, к тому же Джек тоже попал в поле зрения врага. И если бы не воинское искусство Дрейкоса, из раза в раз спасающего напарника в безнадежных ситуациях…
Но есть в отношениях Джека и Дрейкоса одна загвоздка. Насколько хорошо дополняют друг друга их навыки, настолько же сильно разнится мировоззрение. И дело даже не в том, что один из них человек, а другой кда. Перед нами Контакт не просто существ двух очень разных рас, но подростка и взрослого, вора и воина; конфликт воинской этики кда и воровской морали дяди Вирджа. Исподволь, постепенно Дрейкос пытается привить Джеку понятия чести, благородства и справедливости. На фоне опасностей и приключений почти незаметно разворачивается «роман воспитания». Внешнее действие развивается стремительно: каждая книга сериала показывает нам один из этапов поиска, при этом времени остается все меньше, а противодействие все серьезнее. Внутренние же изменения накапливаются понемногу и в полной мере начинают играть лишь в третьей книге. Накал внутреннего действия наконец сравнивается по напряжению с действием внешним, а временами даже превосходит его.
Сначала Джек ради успеха их расследования идет на риск, которого раньше, скорей всего, постарался бы избежать: идея очередной вылазки за нужной информацией кажется почти самоубийственной не только осторожному дядюшке Вирджу, но и Дрейкосу. В самом деле, воровать информацию в поместье рабовладельцев, проникнув туда под видом раба не совсем то, чему учил мальчика дядя. Но полностью мы можем оценить внутренний рост Джека, когда вместо быстрого взлома компьютеров и побега мальчишка в самом деле оказывается на положении раба.
Здесь никому нет дела, сыт он или голоден, жив или мертв. Здесь могут убить просто для развлечения. Так почему же, думает Джек, почти никто из рабов не мечтает о свободе? Не потому ли, что здесь не надо думать, брать на себя ответственность? В некоторых отношениях, понимает Джек, быть рабом легко и не в этом ли кроется причина спокойной жизни рабовладельцев? Противостоять вязкому болоту рабства Джеку помогает именно воспринятая от Дрейкоса этическая позиция хотя сам он пока этого не осознаёт. “Этические проблемы не относятся к тем, что можно разрешить раз и навсегда”, и, в полном соответствии со словами друга, Джеку все чаще приходится принимать решения в этически трудных ситуациях, когда правильный выбор не лежит на поверхности.
Как будут развиваться дальше отношения в треугольнике Джек Дрейкос дядя Вирдж? Кто из взрослых в итоге победит в борьбе за душу мальчишки? Пожалуй, теперь мы знаем это почти точно. Но не значит ли это, что мастер интриги Зан приберег для следующей книги более сложный вопрос?
|