БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ СОВЕРШЕНСТВО
Мария Галина
Светлана Дильдина, ПЕСНЯ ЦВЕТОВ АКОНИТА, М. Форум, 2006, 592 стр., ISBN 5-91134-006-2, 4000 экз. (Другая сторона).
Первый роман «оф-лайн» казанской молодой писательницы Светланы Дильдиной, ставший призером интернет-конкурса фэнтези «Вторая стрела», посвящен востоку. Трудно, однако, с уверенностью сказать, идет ли речь в данном случае о Китае или Японии, но одно несомненно это именно восток, закрытый, донельзя ритуализированный, «застывший» в своих вековых традициях и искусственном, вычурном совершенстве. Первое, что приходит на ум, когда читаешь «Песню цветов аконита» это, конечно, «вейский цикл» Юли Латыниной, с той только разницей, что экономика и полтика Дильдину интересуют постольку-поскольку.
Латынина рассматривает человека в основном как «ресурс», «винтик» системы. Дильдину в первую очередь интересует именно человек. Несмотря на то, что человек этот во многом и есть ресурс и винтик системы на востоке иначе невозможно. История мальчика Хири, сделавшего, казалось бы, невероятную в застывшем обществе карьеру от выходца из крестьянской голодной деревушки до наместника императора в одной из самых богатых провинций империи рассматривается Дильдиной именно в этом свете: может ли карьера и среда изменить человека? Или, точнее, сформировать его? Влияет ли положение в обществе и личная привязанность императора на такие, казалось бы неотъемлемые качества как способность любить, быть благодарным, испытывать ненависть, боль, ярость… В конце концов на способность быть человеком. Недаром же недруги говорят про Хири, что он вообще не человек, а один из Забирающих Души демонов, не имеющих собственного лица.
Перед нами классический роман воспитания, вот только плоды этого воспитания оказываются неутешительными с каждым шагом по социальной лестнице мальчик Хири, одаренный «неземной» красотой, «небесными» талантами и нечеловеческой способностью отрешиться от человеческих страстей, теряет все, что привязывает человека к окружающему «вещному миру» «малую родину», первую любовь, первых друзей, призвание, и, наконец самую большую свою любовь ради которой он и отказался от своей «человеческой сущности».
Вот что любопытно: несмотря на то, что в романе Дильдиной нет ни одной сексуальной сцены, это очень эротичная вещь, причем эротика здесь пронизывает весь спектр человеческих отношений хозяина и слуги, учителя и ученика, покровителя и вассала. Женщины, вообще отношения полов, здесь остаются на втором плане роман вполне можно было бы причислить к новомодному жанру «слэш-литературы», если бы, повторюсь, в нем была хотя бы одна эротическая сцена такого рода. Впрочем, дело здесь скорее в другом в той психологии востока, утонченной, формализованно-порочной, изысканно-традиционной, которой смогла проникнуться Дильдина. Женщина в таком обществе скорее товар, выгодный продукт обмена и инструмент политических интриг, тогда как «истинные» чувства канализируется в совсем другую, несколько непривычную для европейца область.
Дебютную книгу Дильдиной, разумеется, есть в чем упрекнуть утеряны несколько интересных и многообещающих сюжетных линий в частности, линия сестры Хири. Нет того напряжения, которое обычно образуют отношения между несколькими яркими героями-антагонистами; фигура Хири укрупнена настолько, что все остальные персонажи кажутся вспомогательными. Отсюда некоторая медитативность, «флегматичность» повествования, излишнее пристрастие к малозначащим деталям в ущерб действию, впрочем, имеющая свои аналоги именно в дальневосточной прозе стоит вспомнить, например, «Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон.
В любом случае «Песня цветов аконита» при всей ее вычурности, избыточной изысканности и усложненности спорная, яркая и интересная вещь, аналоги которой можно найти среди лучших образцов отечественной фантастики и переводной художественной прозы.
|